Афанасьев, Николай Яковлевич, скрипач-виртуоз и композитор. Родился 24 декабря 1821 года. Умер 23 мая 1898 года в С.-Петербурге. Дед его князь И.М. Долгорукий, губернатор во Владимире, большой любитель музыки, держал два оркестра, симфонический и роговой. Его побочный сын, отец А., в молодости был учителем в Тобольске, но затем переехал в Москву и поступил в театральный оркестр. Хороший скрипач, он дал сыну основательное музыкальное образование. Еще мальчиком А. имел хороший заработок, играя в домах знатных любителей, участвуя в квартетах и аккомпанируя пению в концертах. Когда здоровье отца пошатнулось, он стал поддержкой семьи. Он был знаком с жившим тогда в Москве знаменитым пианистом Фильдом, слышал Берлиоза, Франца Листа, Тальберга, скрипача Оле-Буля, Гаумана, Вьетана, Арто. В 1838 году А. поступил первой скрипкой в оркестр московской императорской оперы, но скоро принял место капельмейстера в театре на Выксинском чугунолитейном заводе (близ Мурома) помещика Шепелева. Этот театр был тогда одним из лучших в России, а в доме Шепелева была превосходная библиотека. А. много читал и много писал, преимущественно для скрипки; принялся и за оперу, на сюжет "Фауста" Гете, но не окончил ее. Когда Шепелев разорился, А., вместе с братом, отправился в четырехлетнее концертное путешествие по России. Материальный успех поездки был большой: чистый доход от нее составил около 18 тысяч рублей. На Кавказе он ознакомился с туземной музыкой, некоторые мотивы которой послужили ему впоследствии для оперы "Аммалат-Бек". В Петербурге, куда А. прибыл в 1851 году, концерты его также имели большой успех. Улыбышев (см.) написал целую статью об А. как виртуозе ("Северная Пчела", 1850 год, ноябрь). Поступив первой скрипкой в оркестр итальянской оперы, А. познакомился с Глинкой, Даргомыжским, князем В.Ф. Одоевским, Гончаровым, А. Майковым, Писемским, бывал у графа М. Вьельгорского и А. Львова , в доме которого давал уроки скрипки. В 1853 году А. был приглашен преподавателем музыки в Смольный институт и в 1854 году оставил итальянскую оперу. Его вкусы тяготели к музыке Глинки. В 1857 году А. совершил концертное путешествие за границей; в репертуар его входили квартеты Гайдна, Моцарта и Бетховена. С 1858 года А. все свободное от педагогической музыкальной деятельности время отдавал композиторству, выказав несомненную талантливость, техническую умелость и большую плодовитость. Он был автором первого русского смычкового квартета "Волга" (для 2-х скрипок, альта и виолончели), получившего первую премию в 1860 году на конкурсе Русского Музыкального Общества. Премирована была и его кантата "Пир Петра Великого" (на слова Пушкина. Ему принадлежат еще: трио "Souvenir de l'Esthonie" для фортепиано, скрипки и виолончели, 9 квартетов (в том числе один весьма характерный на еврейские темы), смычковый квинтет, 2 смычковых квинтета с фортепиано, смычковый октет "Новоселье", октет для смычковых, флейты, кларнета, фагота и валторны, сюита для Viole d'amour с фортепиано, несколько концертов, соната и множество сочинений для скрипки; симфонии (не изданы), исполнявшиеся в концертах Русского Музыкального Общества, в Павловске и в Москве, множество пьес для фортепиано, сочинения вокальные - ансамбли (дуэты, трио и прочее) и романсы для одного голоса с фортепиано, хоры (в том числе 64 русских народных песни и 115 хоровых песен для детей и юношества, отдельные церковные песнопения и полная литургия Иоанна Златоуста. Его педагогическо-музыкальные сочинения "Ежедневные упражнения для скрипки", "Школа для фортепиано", "Руководство к обучению в народных школах пению", детские сборники (игры с хорами, альбом песен). Его опера "Аммалат-Бек" на сюжет повести Марлинского (либретто В.И. Даля), поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1870 году, успеха не имела и издана не была. Партитура - манускрипт ее хранится в центральной библиотеке Императорских Театров в Петербурге. Другая его опера "Стенька Разин" (либретто М.В. Ватсон ) не была поставлена по цензурным условиям и тоже не издана. Сочинения А. запечатлены русским характером, в котором он отчасти подражал Глинке. Наибольшее значение имеют сочинения А. в области камерной музыки: при великолепной звучности, они не лишены своеобразной индивидуальности. В настоящее время сочинения А. устарели. За два года до смерти А. пожертвовал свыше 50 тысяч рублей петербургской консерватории на стипендии для учащихся по классам смычковых инструментов, пения и композиции. Г. Т.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».