Бекетов, Платон Петрович, известный иконограф и издатель (1761 - 1836), родился в Симбирске, учился в Казани, вместе с двоюродным братом своим - баснописцем Дмитриевым, затем его отвезли в знаменитый московский пансион Шадена, где товарищем Бекетова был Карамзин, с которым он, кроме того, состоял в дальнем родстве. Недолго послужив в гвардии, Бекетов с 1798 г. поселился в Москве, всецело отдавшись своей страсти к собиранию и изданию портретов и книг. В 1801 г. он завел собственную типографию, которая считалась лучшей в Москве, и из которой вышел целый ряд изданий русских авторов - Хераскова, Радищева, Богдановича, Гнедича, Жуковского и др., тщательно редактированных самим издателем. Он же был издателем печатавшегося у него журнала: "Друг Просвещения" (1805). - Ср. "Роспись книгам, напечатанным иждивением типографа Пл. Б." (М., 1806). Но больше всего интересовался Бекетов иконографией. Задумав издать собрание "портретов знаменитых Россиян", Бекетов не жалел никаких издержек на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, и составил огромную коллекцию - много сотен экземпляров. Для гравирования их он создал целую школу пунктирных граверов, состоявшую из Алексея Осипова и гравировавших под наблюдением его: Милова, Федора Алексеева, Шишкина, Н. Иванова, Маслова, Храмцова и др. Они награвировали пунктирной манерой более 300 досок, правда, очень посредственных в художественном отношении, но чрезвычайно замечательных в отношении иконографическом, благодаря тому, что сам Бекетов выбирал оригиналы для воспроизведения вполне достоверные. Издать в свете, однако, немного пришлось Бекетову. В 1801 г. он выпустил "Пантеон Российских авторов" (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом Карамзина, М., 1801) и только через 20 лет собрался издать "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям или коих имена почему другому сделались известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний" (М., 1821 - 24, в большую четверку). Это издание было рассчитано на 4 части, по 50 портретов в каждой, но вышла только одна часть, состоящая из 5 тетрадей по 10 портретов в каждой и посвященная деятелям XVII и начала XVIII века. Успеха предприятие Бекетова не имело, и в свете было выпущено лишь незначительное количество экземпляров. Но материал был заготовлен Бекетовым для всего издания, и по смерти его драгоценная коллекция из 306 медных досок была приобретена за 8 1/2 тысяч братьями Киреевскими. Последние не дали ей надлежащего употребления. Через 6 лет (в 1843 г.) они вторично тиснули некоторое количество экземпляров 1-й части "Собрания", портретов 5 изготовили и продавали отдельно; затем выпустили "Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии" (М., 1844, 42 портрета) и "Портреты именитых мужей российской церкви" (Б., 1844, 40 портретов). Так как многие портреты повторяются в этих двух собраниях и, кроме того, уже раз фигурировали в "Пантеоне российских авторов", то в общем из бекетовских досок службу сослужили не более одной трети, остальные 200 частью незаменимых досок бесследно попали и только в качестве величайшей библиографической редкости у торговцев иной раз попадаются пробные оттиски с некоторых из них. Кроме портретов, Бекетов издал еще "Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 г., февраля 5, при бракосочетании Г. Ц. и В. К. Михаила Федоровича с Г. Ц. Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых" (М., 1810, в лист, 62 рис.). В 1811 г. Бекетов был избран председателем только что основанного тогда "Общества истории и древностей российских". До 1823 г. Бекетов занимал председательское кресло общества и, по словам Строева : был его "душою и двигателем". В "Трудах и Летописях" общества он напечатал: "О серебре Ярославле" (в т. II); "Мнения о генеалогическом древе г. Шагубатова" (в т. III) и три "Речи", читанные в торжественных собраниях общества (т. I, II и III). - Ср. С.А. Венгеров "Критико-биографический Словарь", т. II; "Словарь Русского Исторического Общества", т. II, и "Старые годы".
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».