Бернгард (Рудольф Богданович) - профессор архитектуры. Родился 20 мая 1819 г., умер 3 августа 1887 г. Образование получил сначала в ревельской гимназии, которую оставил на 14-м году, после чего учитель этой гимназии Панш, ввиду необыкновенных математических способностей мальчика, стал бесплатно заниматься с ним математикой. Бернгард с юных лет поставил себе задачей сделаться архитектором и, несмотря на всевозможные трудности и лишения добился своего. Служа юношей в канцелярии эстляндского губернатора, Бернгард проводил ночи за рисованием. В 1839 г. Бернгард приехал в Петербург и поступил с большими затруднениями в Академию Художеств, где и занимался в классе А. Тона до февраля 1843 г., когда был переведен в числе 50 казеннокоштных учеников академии в строительное училище, образованное тогда министерством путей сообщения из училища гражданских инженеров. По окончании курса (в 1846 г.) Бернгард был назначен помощником архитектора чертежной правления 1-го округа путей сообщения; а затем позже, в должности архитектора первого отделения 1-го округа, Бернгард исполнил множество сложных поручений по возведению разных гражданских и гидротехнических сооружений. Одной из первых построек Бернгарда был полицейский дом в Коломенской части, исполненный по готовому проекту в флорентийском стиле. Затем (1859 - 61) Бернгард построил казармы для жандармской дивизии (в романском стиле) и здания нового газового завода общества столичного освещения. В 1862 - 63 годах Бернгард строил для общества газового освещения заречных частей С.-Петербурга заводские сооружения на Васильевском острове; в 1866 г. выстроил цирк Гинне на Манежной площади, а в 1868 - 69 - паровую мельницу у вокзала Варшавской железной дороги; все эти постройки исполнены им в кирпичном стиле. Затем в 1870 г. - дом Евангелического госпиталя, в готическом стиле, с величественным кирпичным же фасадом. Кроме перечисленных сооружений, Бернгард построил еще, вместе с профессором К.К. Рахау, дом-особняк Э.М. Мейера на Английской набережной, вместе с профессором Брюлловым - здание петровской полицейской части; при участии инженера Покотилова - дом военного министра на Б. Садовой ул. и наконец в 1884 г. при участии своего сына, гражданского инженера В. Р. - выстроил газгольдеры для общества столичного освещения, чем и закончил свою строительную деятельность. Многие из этих построек помещены в журнале "Зодчий" (1872 - 1877 годы). На профессорское поприще Бернгард выступил в 1854 г., когда ему было поручено руководить работами воспитанников 3-го специального класса института корпуса инженеров путей сообщения, при составлении ими проектов гражданской архитектуры и технических отчетов, чем Бернгард и занимался в продолжение 16 лет. В 1865 г. Бернгард был приглашен на кафедру строительного искусства в Академию Художеств; в том же году он был назначен архитектором Академии Наук, а также строений историко-филологического института и метеорологической обсерватории. В марте 1873 г. Бернгард получил место директора тогдашнего строительного училища, нынешнего института гражданских инженеров министерства внутренних дел, обязанного ему своим преобразованием; Бернгард выработал и ввел новый устав, привел в исполнение указанные в нем изменения в преподавании, разработал первоначальный план нового здания училища - так как старое уже не отвечало новым потребностям этого учебного заведения, - и выхлопотал на постройку необходимую сумму. Кроме того, Бернгард постоянно заботился об улучшении материального положения учащейся молодежи и учредил с этой целью вспомогательную кассу, выдававшую беспроцентные ссуды. Звание профессора Бернгард получил в 1871 г. за теорию сводов, введенную им в программу академического курса. Еще в 1864 г. Бернгарду было поручено дать свое заключение о причинах разрушения церкви на Петербургской стороне, в Колтовской улице, в Петербурге. Бернгард уже давно и много трудился над техническими вопросами, и случай с церковью в Колтовской улице побудил его систематически разработать начала теории сводов в связи с расчетом устойчивости церковных сооружений. Своей запиской о причинах обрушения частей храма в Колтовской Бернгард сразу составил себе известность в техническом мире и был возведен советом строительного училища в звание инженер-архитектора. В 1872 году совет Императорской Академии Художеств, разделяя общую тревогу по поводу трещин в куполе св. Петра в Риме, поручил Бернгарду - как первому знатоку этого дела - исследовать опасное положение купола на месте. Отчет Бернгарда об этом исследовании наделал много шума в техническом мире. Статья Бернгарда "Купол храма св. Петра в Риме" напечатана в журнале "Зодчий" (1876), в котором он помещал немало статей технического содержания. Бернгард принимал также близкое участие в деятельности с.-петербургского общества архитекторов, сначала как товарищ председателя, а потом как почетный член общества. Он постоянно участвовал в обсуждении технических вопросов и делал доклады о своих исследованиях по поводу разного рода обрушений и несчастных случаев в русской строительной практике. Состоя членом техническо-строительного комитета министерства внутренних дел, Бернгард работал с неутомимой энергией над всевозможными техническими задачами, как, например, укрепление собора св. Владимира в Киеве, научное формулирование необходимости разборки и сломки выстроенного собора в Новочеркасске, исследование причин разрушения казарм в Калуге и т. п. В качестве гласного с.-петербургской городской думы (1865 - 1878 г.) Бернгард состоял, по выбору думы, членом Высочайше утвержденной в 1875 г. комиссии для техническо-инспекторского надзора по постройке через Неву моста императора Александра II и неустанно работал по части испытания каждой отдельной поставки материалов и разных технических приспособлений. Утомленный всеми этими трудами, больной, Бернгард вышел в отставку в 1886 г. в чине тайного советника и уехал в Ревель, с целью предаться на свободе обработке множества накопившихся у него материалов по теории сводов, с тем, чтобы издать этот труд в свет и сослужить последнюю службу родине. Но мечте этой не суждено было осуществиться: непомерные труды и нравственные потрясения, испытанные им в последние годы жизни, разрушительно повлияли на его организм и были причиной тех физических страданий и того психического расстройства, которые в два года свели его в могилу. Он скончался 3 августа 1887 года в своем родном городе Ревеле.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».