Бажин, Николай Федотович, беллетрист. Родился в 1843 году; учился в воронежском кадетском корпусе. Дебютировал повестью "Степан Рулев", появившейся в 1864 году, за подписью Холодова, в "Русском Слове", где в следующем году помещены его рассказы: "Чужие между своими", "Житейская школа", "Скорбная элегия", "Три семьи". Затем Б. участвовал в "Деле", где поместил романы и повести: "Приключения Лаврентия Молодкова", "Из огня да в полымя", "В лесу", "По поводу счастья", "История одного товарищества", "Маня", "Квартира № 15", "Зовет" (Записки Семена Долгого), "Порывами", "Облава", "Гениальный план", а также в "Женском Вестнике", "Северном Вестнике", "Русском Богатстве", "Наблюдателе", где напечатал "Добрые намерения", "Около золота", "Лицом к лицу", "Домашние счеты", "Последняя ставка", "Ужас", "Малыш" (1867 - 1890). Отдельно изданы сборник "Повести и рассказы" (1874) и "Лицом к лицу" (1882). В 1880 - 1887 годах редактировал беллетристический отдел "Дела". Из произведений Б. особенной известностью пользовались "Степан Рулев" и "История одного товарищества". В них Б. отразил эпоху 60-х - 80-х годов, со всеми ее недостатками и хорошими сторонами. Наибольшее влияние оказала на него школа Благосветлова и Писарева, главным представителем которой в беллетристике был Михайлов-Шеллер . Писатель средней талантливости, верный сын своего времени, Б. последовательно проводил выработанные этой эпохой общественные взгляды и изображал современную жизнь в своих повестях и романах, знакомство с которыми многое может объяснить историку русской общественности. В первом периоде своей деятельности, совпадавшем со временем розовых чаяний и надежд, Б. не колеблющимся пером славил созданных по образу и подобию Базарова и Рахметова бестрепетных героев, для которых не было сомнений и спорных вопросов; жизнь представлялась им поприщем для борьбы, цель которой ясна, а приемы тщательно предусмотрены и строго определены. Отдав эту дань наивному молодому фрондерству и беззаветным увлечениям писаревской эпохи, Б., вместе во всем своим поколением, понял уроки истории; его бодрое настроение сменилось сознанием глубокой трудности дела переустроения общественной жизни; исчез прежний победный тон, но зато явилось более верное понимание жизни. Гражданские идеалы Б. невысоки, но честны; зарождение и быт русского прогрессивного мещанства нашли в нем хорошего изобразителя. - Сведения о Б. см. у С.А. Венгерова, "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых", т. II; "Источники словаря русских писателей".
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».