Болотов, Василий Васильевич, - знаменитый церковный историк (родился 31 декабря 1853 г., умер 5 апреля 1900 г.). Сын дьячка тверской епархии, Болотов получил образование в тверской духовной семинарии и в спб. духовной академии, в которой затем преподавал общую церковную историю. В 1879 г. Болотов защитил магистерскую диссертацию "Учение Оригена о Св. Троице" (СПб., 1879). С основательным и глубоким богословским образованием Болотов соединял самые широкие и разносторонние филологические познания. Сразу по назначении на кафедру Болотов признал обязательным для себя знать языки первоисточников древней церковной истории: греческий, латинский, сирский, арабский, коптский, эфиопский, армянский. Его лингвистические знания далеко не ограничивались этими лишь языками. Изучение языков стояло у него вообще на почве сравнительного языкознания, и он имел к этой области непосредственный интерес, сам характеризуя себя именно как "лингвиста". Эфиопский язык он знал в двух видах: не только древний, богослужебный (гыыз), но и новый, разговорный (амхарский). С знанием коптского языка он соединял знакомство с языком древнеегипетским и с иероглифами. Болотов был также знаком с ассиро-вавилонской клинописью. Он занимался и персидским языком в его различны видах (древняя клинопись, зенд и новоперсидский). Как для лингвиста, представлял для него интерес и санскрит. На греческом языке он по временам обращался с письмами к И.Е. Троицкому . Из новых языков, кроме немецкого, французского, английского, итальянского, Болотов читал еще на языках: голландском, датско-норвежском и португальском (последний нужен был ему при занятиях историей Эфиопии). Он был знаком более или менее и с разными другими языками (готским, кельтским, финским, турецким, мадьярским). К столь широким лингвистическим знаниям соединялись в нем замечательная склонность и способность к занятиям математикой. Благодаря этому Болотов выступает несравненным специалистом в трудной области хронологических изысканий. Но и к данным географии, как вспомогательной для истории науки, он также применял математические приемы. Метрология постоянно привлекала его внимание. Его всегда влекло в область истории христианского Востока в широком смысле (не греческого лишь). Работы Болотова по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей, всегда заключавшие в себе много нового, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. За совокупность своих трудов Болотов получил в 1896 г. степень доктора церковной истории, в области которой он являлся у нас едва ли не первым инициатором чисто ученой разработки и создал целую школу, имеющую даровитых тружеников. Деятельность Болотова не ограничивалась кабинетным специально-ученым трудом. К его эрудиции прибегали и наша высшая церковная власть и отчасти высшее светское правительство. 15 декабря 1892 г. Болотов был назначен делопроизводителем в комиссию для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православной русской церковью. Затем он был призван высшей церковной властью принять самое близкое участие в совершившемся 25 марта 1898 г. присоединении к православной церкви сиро-халдейских несториан. Нужно было выяснить, на каких условиях и каким церковным чином должно совершиться каноническое воссоединение их с православной церковью, а также перевести на язык присоединяемых необходимые вероисповедные формулы. Знаниями Болотова воспользовалось и министерство иностранных дел, тщетно дотоле искавшее в России ученого, который бы мог перевести нужные ему абиссинские грамоты. В последний год своей жизни Болотов был назначен делегатом от духовного ведомства в образованную при астрономическом обществе комиссию по вопросу о согласовании старого стиля с новым. Литературные труды Болотова, за исключением первоначальных его журнальных работ, носят строго-ученый характер и по форме изложения доступны очень ограниченному кружку специалистов. Кроме магистерской диссертации, Болотов написал: "Троякое понимание учения Оригена о Святой Троице" ("Христианское Чтение", 1880); "Немецкая богословская литература" (ib., 1881); "К истории внешнего состояния константинопольской церкви под игом турецким" (ib., 1882); "Иностранная богословская литература" (ib., 1882); "Из церковной истории Египта" (ib., 1884 - 1886; 1892 - 1893); "Несколько страниц из церковной истории Эфиопии" (ib., 1888); "Либерий, епископ римский, и сирмийские соборы" (ib., 1891); "Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8-го ноября" (ib., 1892); "Следы древних месяцесловов поместных церквей" (ib., 1893); "Валтасар и Дарий Мидянин" (ib., 1896). Самим Болотовым был составлен список статей и заметок его, напечатанных в "Церковном Вестнике" и "Христианском Чтении" с 1880 до 1893 г., с разного рода замечаниями по поводу их, найденный в бумагах И.Е. Троицкого и напечатанный в "Христианском Чтении" 1907 г. (I, 250 - 263). По смерти Болотова были напечатаны следующие его труды: "Описание четвертой эфиопской рукописи библиотеки СПб. Духовной Академии" (СПб., 1900), "Из истории церкви сиро-персидской" (СПб., 1901); "Гонение на христиан при Нероне" ("Христианское Чтение", 1903, № 1), "К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum" ("Христианское Чтение", 1903, № 6 и 7), "К истории императора Ираклия" ("Византийский Временник", 1907, XIV, 1), "Экскурс о географии Египта" ("Византийский Временник", 1908, т. XV, 1), "Brebion (греч.) Мелентия ликопольского, как источник для исторической географии Египта" ("Византийский Временник", 1908, т. XV, 1); в "Прибавлениях к Церковным Ведомостям" за 1906 г. помещена записка Болотова по некоторым вопросам из истории церковной организации в древности. Под редакцией профессора А. Бриллиантова изданы его "Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю" (СПб., 1907) и "Лекции по истории древней церкви. II. История церкви в период до Константина Великого" (СПб., 1910). Памяти Болотова был посвящен после его смерти весь № 16 "Церковного Вестника" за 1900 г., вышедший отдельной брошюрой: "Венок на могилу в Бозе почившего профессора В. В. Б." (СПб., 1900). В. Соловьев, ст. в V т. "Критико-биографического словаря" С.А. Венгерова и в "Вестнике Европы" (1900, июль), и Б. Тураев в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1900, октябрь). Обстоятельную биографию Болотова, составленную на основании личных воспоминаний и писем Болотова, дал М.В. Рубцов: "В. В. Б." (биографический очерк, Тверь, 1900). А. Бриллиантов, "К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Б." (СПб., 1901); его же, "Профессор В. В. Б. Биографический очерк" ("Христианское Чтение", 1910).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».