Бахтурин, Константин Александрович, поэт (1809 - 1841). Служил по армейской кавалерии, в уланах и в гусарах, но неудачно, был однажды разжалован, в отставку вышел поручиком и занимался литературой. Б. писал драмы по заказу актеров и стихи. Ему принадлежат драмы (1835 - 39): "Кузьма Рощин" (единственная напечатанная), "Пятнадцать лет разлуки", "Староста", "Молдаванская цыганка", "Красное покрывало", "Ибрагим и Роксана", "Замок Нейгаузен", "Батый в Рязани"; они ставились в театре и первые три выдержали по несколько представлений. Б. написал также историческую повесть в стихах, "Вступление на престол князя Александра Тверского" (М., 1833) и в 1837 году издал в Петербурге первую (вторая не вышла) часть своих "Стихотворений", ранее печатавшихся в разных журналах и альманахах. О них С.А. Венгеров говорит: "Внутренним содержанием его поэзия была крайне бедна, и выдержанности, цельности в каком бы то ни было отношении в ней нет никакой". Стихом Б. владел легко и обладал большой способностью к импровизации; множество его экспромтов, сатир и эпиграмм осталось в рукописях и в памяти современников. Общественно-литературное значение имела остроумная сатира "Барон Брамбеус", пародия на балладу Жуковского "Смальгольмский барон". Одна это эпиграмма, на Н. Полевого ("Отродие купечества"...), приписывалась Пушкину. Б. был знаком великому поэту, которому в 1833 году писал о нем П.В. Нащокин. Имя его в некоторой степени связано с именем Пушкина, так как он написал для М.И. Глинки сценариум оперы "Руслан и Людмила", написал, по словам Глинки, "в четверть часа, под пьяную руку". Пьянство, унаследованное Б. от отца, и погубило его. Биографические и библиографические сведения о нем собраны у С.А. Венгерова, "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. II, стр. 269 - 271) и "Источники словаря русских писателей" (т. I, стр. 189) и у Е. Боброва, "Из истории русской литературы XVIII и XIX столетий" ("Известия II Отделения Императорской Академии Наук", т. XII, кн. 2, стр. 425 - 439); см. также берлинское издание стихотворения Пушкина (стр. X, 1861). Н. Л.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».