Богуславский: 1) Вильгельм - польский историк (1825 - 1901). Окончил Петербургский университет, написал "Rys dziejow serbo-luzyckich" (СПб., 1861), первую полную историю лужицких сербов, потом (1884) переработанную им, вместе с лужичанином Горником, по сербо-лужицки, под заглавием: "Historija serbsk. naroda". Истории славян вообще посвящено его богатое по фактическому материалу, но методологически слабое сочинение "Dzieje Slowianszczyzny polnocnozachodniej de polowy XIII w." (Познань, тт. I - IV, 1887 - 1900; доведено до половины XIV в.). Здесь доказывается, что первоначально славяне заселяли почти всю теперешнюю Германию, и в подтверждение этой теории "автохтонизма" приводятся лингвистические соображения, не имеющие научного основания. - 2) Владислав - польский писатель, сын 4) Б. Родился в 1838 г.; университетское образование получил в Москве, Петербурге, Гейдельберге и Париже; принимал деятельное участие в польском восстании 1863 г., за что был сослан. Возвратившись в Варшаву, издал "Sily i srodki naszej sceny", литературно-критические исследования о Б. Прусе (Гловацком), Ибсене, Золя, о "Quo vadis?" Сенкевича, о драмах д'Аннуцио - в журнале "Biblioteka Warsz.", которого был литературным руководителем, и в многих других. Написал тоже несколько беллетристических произведений. Мнения его, как театрального критика и рецензента, приводятся всеми выдающимися историками литературы. - Ср. "Rocznik Naukowo-liter.-artyst." W. Okreta, 1905. - 3) Войтех - польский актер и драматический писатель, основатель польского театра (1760 - 1829). Воспитывался в дворянском пиарском конвикте в Варшаве, потом поступил на военную службу, но вскоре посвятил себя всецело драматической деятельности. В 1778 г. Б. в первый раз играл в варшавском королевском театре и обнаружил громадный талант. Король Станислав-Август Понятовский велел принять Б. в состав королевской труппы, а в 1791 г. сделал его директором театра. Б. старался оживить и поднять польскую сцену и в особенности старался ставить оперы, которые до него в Варшаве вовсе не ставились. Так, он поставил оперу Матвея Каминского "Nedza uszczesliwiona" (либретто Фр. Богомольца), потом различные другие оперы французских и итальянских композиторов, и, наконец, сам сочинил либретто "Cud mniemany czyli Krakowiacy i Gorale", музыку к которому написал Стефани. Эта опера, поставленная в 1794 г., произвела на публику большое впечатление и до сих пор не сходит с репертуара польских театров. Благодаря Б., польское общество стало иначе смотреть на актера. После 1794 г. Б. должен был скитаться со своей драматической труппой с места на место. Когда было образовано герцогство Варшавское, Б. снова стал во главе варшавского театра. В последний раз играл на сцене в 1827 г. Написал пьесы: "Henryk VI na lowach" (1780; перевод на русский язык: "Генрих VI на охоте", М., 1811); "Dowod wdziecznosci narodu" (1791); "Spazmy modne" (1797); "Herminja czyli Amazonki" (1797) и "Izkahar". - Ср. Р. Chmielowski, "Historja literat. polskiej" (тт. II и III); A. Bruckner, "Dzieje literat. polsk. w zarysie" (т. I, стр. 446). - 4) Станислав, сын 3), родился в 1805 г.; до 1830 г. служил в польском войске; позже был актером варшавского театра. В 1848 - 1854 годах издал "Komedje oryginalne", между которыми "Stara Romantyczka", "Lwy i Lwice", "Opieka wojskowa" имели в свое время громадный успех. - 5) Эдуард - польский историк, брат 1), родился в 1848 г. Окончил курс в бывшей Варшавской Главной Школе. Написал ряд сочинений, где доказывается "автохтонизм" славян во всей средней Европе и на Балканском полуострове (венеты, гето-даки, иллиры-славяне; болгарские славяне были на Балканском полуострове еще в эпоху Македонской монархии и т. п.). Сюда относятся: "Historya Slowian" (I - II, Краков - Варшава, 1888 - 1899), "Poczatky Chorwacvi illiryjskiej" (Краков, 1893), "Metoda i srodki poznania czasow przedhistoryczn. w przeszlosci Slowian" (Краков, Варшава, 1901; нем. пер. "Меthode u. Hilfsmittel" и т. д., Б., 1902), "Einfuhrung in die Geschichte d. Slaven" (Иена, 1904). Б. проявляет интерес и к чешскому народу, защищая подлинность признанных фальсификатами чешских "рукописей" ("Jaroslav", в журнале "Przegl. histor." 1906, и отд.) и стараясь привить чешскую графику и польскому языку.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».