Горнфельд, Аркадий Георгиевич - известный критик, родился в 1867 г. Окончил курс в Харьковском университете по юридическому факультету, но вместе с тем изучал на филологическом факультете теорию словесности под руководством Потебни; позже занимался в Берлине вопросами литературного творчества под руководством Лацаруса и Гейгера. Журнальную деятельность начал в "Русском Богатстве", где состоит последние годы и членом редакции. Вполне крупные его статьи: "Забытый писатель" (Кущевский, 1895, 12); "Критика и лирика" (1897, 3); "И.И. Дитятин" (1896, 2); "Поль-Луи Курье" (1895, 5 и 6); "Муки Слова" ("Сборник Русского Богатства", 1899); "Памяти Герцена" (1900, 1); "Теория и практика изучения литературы" (1901, 1); "Русские женщины Некрасова в новом освещении" (1904, 4); "Экспериментальное искусство" (1904, 7); "Будущее искусства" (1908); "С.Т. Аксаков", "Литература и героизм" и др. Принимал также участие в "Журнале для Всех", "Восходе", "Сыне Отечества"; в "Товарище" вел критический фельетон. Для 82-томного "Энциклопедического Словаря" Брокгауза - Ефрона написал много статей об иностранных и русских писателях и крупные статьи по вопросам теории словесности (главные - "Поэзия" и "Поэтика"). Ряд статей помещен им в собраниях сочинений Шиллера, Шекспира и Пушкина под редакцией Венгерова, а также в "Истории русской литературы" товарищества "Мир", в сборниках "Зарницы", Литературного Фонда и др. Отдельно вышли: "Муки Слова" (1906), "Книги и люди" (1908), "На Западе" (1910), "О толковании художественных произведений" (1912), "О русских писателях", т. 1 (1912). Под редакцией Горнфельда вышло собрание сочинений Сергея Аксакова (1909). Видный деятель "Русского Богатства", Горнфельд совершенно чужд, однако, публицистической критике. В литературном темпераменте его нет ничего боевого. Он тонкий критик-аналитик. Главные литературные интересы его - в сфере эстетики. Но это не старая эстетика, которая брала на себя направлять творчество писателя и обыкновенно запрещала ему касаться всего, что выходит за пределы "чистого искусства". Горнфельда занимает эстетика научная, ничего не предписывающая и только объективно-анализирующая. С внешней стороны это как будто воскрешение старой риторики, потому что автор очень много занимается чисто внешним выражением поэтического творчества, теми "муками слова", которые неизбежны при всякой формулировке серьезной мысли и серьезного настроения в сжатой и изящной форме; но в действительности им только выясняется органическая связь литературного творчества как явления языка со всею совокупностью психологических и социологических основ искусства. С. В.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».