Екатерина Павловна - великая княгиня (1788 - 1818), четвертая дочь императора Павла. Обладая умом и красивой внешностью, она обворожительно действовала на окружающих. Разностороннее образование и разнообразие интересов значительно раздвигали ее умственный горизонт, а доверие Александра I открывало ей доступ к широкой деятельности; но чрезмерное честолюбие помешало ей сыграть значительную роль. Екатерине Павловне было только 13 лет, когда возник проект о замужестве ее с принцем Евгением Вюртембергским . Смерть Павла разбила этот план. Екатерина Павловна достигла 18-летнего возраста, когда вторично возбужден был вопрос о ее замужестве, на этот раз с австрийским императором Францем. Несмотря на возражения Александра I, указывавшего на недостатки Франца как жениха, великая княжна горячо отстаивала этот план. Но и этот брак не осуществился: почва для него при австрийском дворе оказалась неблагоприятной. Одно время руки Екатерины Павловны искал Наполеон, но получил отказ: Александр не одобрял этого брака, ввиду непопулярности союза с Францией. В конце концов, Екатерина Павловна отдала свою руку незначительному принцу Георгию Ольденбургскому, человеку не выдающемуся, но глубоко ей преданному и всецело подчинявшемуся ее влиянию. Принц Ольденбургский получил назначение на пост генерал-губернатора Новгородской, Тверской и Ярославской губерний. И здесь честолюбие Екатерины Павловны не давало ей покоя, что заставило ее мать как-то раз воскликнуть: "Я не понимаю, чего хочет Катерина: она имеет самые лучшие в России губернии, и все еще недовольна!" Увлекающаяся, страстная и энергичная, Екатерина Павловна имела большое влияние на Александра I; он советовался с ней по самым различным вопросам внешней и внутренней политики и посвящал ее в такие планы и мысли, которые оставались тайной даже для ближайших его сотрудников. До замужества влияние Екатерины Павловны на ходе государственных дел не отражалось, но с переселением ее в Тверь в ней развивается живейший интерес к политике, и она стремится оказать влияние на правительственную деятельность. Она устроила у себя блестящий салон, где собирались многие выдающиеся люди; нередко бывал и сам Александр. Известная записка "О древней и новой России" была написана Карамзиным по предложению Екатерины Павловны и передана императору во время одного из его приездов в Тверь. Влияние Екатерины Павловны не было заметно в тех вопросах, где обнаруживалось различие в основных политических взглядах Александра и его сестры, но в некоторых других делах роль ее была настолько значительна, что это учитывали даже за границей. Она способствовала падению Сперанского, к которому относилась недоброжелательно. В Отечественную войну, среди всеобщей подавленности, она проявила энергию и инициативу, ободряла императора, стояла за продолжение войны и одна из первых высказала мысль об организации народного ополчения. Из ее удельных крестьян сформирован был "егерский великой княжны Екатерины Павловны батальон", участвовавший неоднократно в серьезных боях. Смерть ее супруга (1812) вызвала в ней искреннее горе. Во время заграничных походов Екатерина Павловна сопровождала Александра I. В 1814 г. она довольно долго прожила в Англии, где своим высокомерным и нетактичным поведением дала английскому правительству лишний повод занять на Венском конгрессе позицию, враждебную русским интересам. Во время конгресса Екатерина Павловна находилась в Вене, но о возможности и степени влияния на ход дел нельзя судить за неимением данных. В 1816 г. Екатерина Павловна вступила во второй брак с Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским, который вскоре стал королем. В Вюртемберге она заботилась о народном образовании, устроила "благотворительное общество" во время голода 1816 г., содействовала устройству домов трудолюбия. От первого брака у Екатерины Павловны было двое сыновей: Фридрих-Павел-Александр (1810 - 1829) и принц Петр Георгиевич Ольденбургский; от второго брака - две дочери. Ранняя смерть Екатерины Павловны оплакана в элегиях, написанных В.А. Жуковским ("Ты улетел, небесный посетитель") и князем Иваном Долгоруким. - См. И. Божерянов "Великая княгиня Екатерина" (Тверь, 1888); издание великого князя Николая Михайловича : "Переписка императора Александра I с сестрой великой княгиней Екатериной" (Санкт-Петербург, 1910); С. Богоявленский "Император Александр I и великая княгиня Екатерина" (в издании "Три века", т. V). К. Кудряшов.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».