Каченовский, Дмитрий Иванович - известный юрист (1827 - 1872). Рано (19 1/2 лет) окончив Харьковский университет, он в 1849 г. защитил на степень магистра диссертацию "О владычестве над морями" (не издана) и занял в Харькове кафедру международного права. В 1855 г., для защиты докторской диссертации, приехал в Москву, где близко сошелся с кружком западников, заветам которого навсегда остался верен. 1858 - 59 годы Каченовский провел за границей и привлек внимание западных юристов двумя докладами, сделанными в Англии (в особенности: "On the present state of international jurisprudence", прочитанный в Лондонском юридическом обществе в 1861 г.). К десятилетию с 1855 по 1865 г. относятся почти все появившиеся в печати работы Каченовского. Важнейшие из них: "О каперах и призовом судопроизводстве" (Москва, 1855, докторская диссертация; перевод на английский язык с добавлениями самого автора - "Prize-law, particularly with reference to the duties and obligations of belligerents and neutrals", Лейпциг, 1867); "Взгляд на историю политических наук в Европе" (Москва, 1859); "О современном состоянии политических наук в Западной Европе и в России" (Харьков, 1862); "Курс международного права" (Харьков, 1863 - 66; не окончен; введение и исторический обзор, прерывающийся на средних веках). В это же время Каченовский поместил в разных журналах ряд статей: "Жизнь и сочинения Даниеля Вебстера" ("Русский Вестник", 1856), "Успехи науки международного права в Германии и Англии" (там же, 1856); "Взгляд на судьбу Испании в XIX в." (там же, 1856); "Христиан-Фридрих Вурм" (там же, 1856); "Воспоминания о Маколее" ("Русское Слово", 1860); "Моя встреча и беседа с госпожей Джемсон" ("Русская Речь", 1861); "Прежнее и нынешнее положение русских университетов" (там же, 1862); "Рассказы об Испании" ("Русское Слово", 1863). Уже с 1864 г. у Каченовского обнаружились признаки чахотки. В последние годы своей жизни, усталый и слабый, Коченовский искал утешения в искусстве, которое любил с детства. Он особенно пристрастился к Италии, куда совершил несколько поездок. Плодом пребывания Каченовского в Италии было широко задуманное исследование о Микеланджело, из которого лишь небольшой отрывок появился в печати ("Флоренция и ее старые мастера", "Вестник Европы", 1869, август и октябрь). Учрежденный при Харьковском университете музей изящных искусств передан был в заведывание Каченовского, как его главному инициатору. - В науке международного права имя Каченовского - одно из наиболее видных. В своих исследованиях Каченовский держался практического направления английской и голландской школы. Немецкой Gelehrtheit он не выносил; публициста Вурма он считал лучшим политическим писателем Германии. Благодаря исторической точке зрения, Каченовскому удавалось угадывать, в каком направлении предстоит развиваться тому или другому юридическому учреждению. Его докторская диссертация - одна из лучших монографий; в ней, в виде постулатов из основных начал международного права и его исторического развития, намечены некоторые реформы, вскоре после того получившие частичное осуществление в парижской декларации 1856 г. Каченовский один из первых выразил мысль о необходимости, для развития международного права, совместной работы ученых различных стран (доклад в Лондонском юридическом обществе) - мысль, осуществившуюся, через год после смерти Каченовского, созданием института международного права. Любимой идеей Каченовского была кодификация норм международного права. Он чутко отзывался на все явления политической жизни как на Западе, так и в России; политическое и общественное обновление последней находило в нем самое горячее сочувствие (см. речь "Новая Россия и Новая Европа", "Русская Речь", 1861). Беззаветно преданный своему университету, своей "Саламанке", Каченовский был одним из наиболее выдающихся преподавателей и руководителей университетской молодежи. В числе его слушателей был М.М. Ковалевский. В 1903 г., по случаю тридцатилетия со дня смерти Каченовского, в торжественном заседании юридического общества при Харьковском университете прочитаны были характеристики и воспоминания, посвященные Каченовскому, профессорами Ястржембским, М. Ковалевским, Шимковым и другими. - См.: "Памяти Д.И. Каченовского" (Харьков, 1905); Стоянов , "Воспоминание о Д.И. Каченовском" (Харьков, 1872) и "Юридический факультет Харьковского университета" (Харьков, 1908, стр. 242 - 247). Вл. Грабарь.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».