Кузмин, Михаил Алексеевич - писатель и композитор. Родился в 1875 г. Учился в Петербургской консерватории, по классу композиции. С 1906 г. деятельный сотрудник модернистических журналов: "Весы", "Аполлон", "Золотое Руно". Позднее напечатал ряд рассказов и сказок в "Русской Мысли", "Ниве" и других изданиях. Отдельно изданы: сборники стихотворений - "Сети" (М., 1908), "Осенние озера" (М., 1912) и "Глиняные голубки" (Петроград, 1914). Повести и рассказы: три "Книги рассказов" (М.) и "Покойница в доме" (Петроград, 1914), "Комедии" (СПб., 1909); "Три пьесы" (СПб., 1907, конфискованы). С своим музыкальным сопровождением Кузмин напечатал: "Куранты любви" (Москва, 1911); "Духовные стихи", "Песенки". Не вошли в сборники печально нашумевшие рассказы: "Картонный домик" (Альманах "Белые ночи") и др. Много переводил. Ему принадлежат музыкальные сопровождения к пьесам А. Блока "Балаганчик"; А. Ремизова "Бесовское действо"; Грильпарцера "Праматерь", Гарта "Шут Тантрис", Ю. Беляева "Красный кабачок", Крылова "Бешеная семья", Шекспира "Крещенский вечер", Бенавенте "Изнанка жизни". Первые стихотворения Кузмина - большей частью подражания лирикам XVIII века. Жеманные послания, воспевания арлекинов, масок, дуэлей, пудреных маркиз, боскетов составляют содержание "Сетей". Сюда входит цикл "Александрийские песни", написанные вольным стихом гейневского "Северного моря", близкие к манерной лирике греческого декаданса. Подражанием отмечена сначала и проза Кузмина. Он ввел в моду рассказы наподобие греческого романа приключений. Эти произведения настолько чужды русской литературе по сюжету и стилю, что кажутся переводом. Изображаются похождения какого-нибудь француза или англичанина эпохи позднего Возрождения, невероятные по нагромождению случайностей, полуфантастические и достаточно сальные. Однако, благодаря изяществу слога, краткости, ясности, кстати употребленным галлицизмам повести Кузмина читаются с интересом. Благодаря изяществу стиля и поверхностному содержанию, стилизация Кузмина вошла в моду, но ни один из его подражателей (Ауслендер , А. Толстой, Садовский) не обладает его утонченной и легкой грацией. Сам Кузмин, по-видимому, отказался от такой кукольной поэзии, хотя всегда охотно поет и говорит о "милых пустяках", перенося легкость и легкомыслие в современную обстановку. В его "Осенних озерах" чувствуется некоторая неуверенность в себе и поиски чего-то живого, волнующего душу. Эта книга может считаться переходною. То же искание отразилось и в повестях "Нежный Иосиф" и "Мечтатели". Это живое Кузмин пытается найти в любви, довольно низменной и эгоистичной; он реже обращается к чужеземному, хотя еще пишет стилизованные "Подвиги Великого Александра" и "Ларь весен", газеллы с ярко-восточным колоритом. В "Глиняных голубках" Кузмин определенно отрекается от искусственной поэзии и стремится к реализму, но в очень ограниченной сфере любовных переживаний. Эти стихи серьезнее и глубже прежних; в них есть и грусть, и мечтательность. В эту же книгу вошла неоконченная поэма "Новый Ролла", состоящая из ряда лирических стихотворений, различных по форме. В последней своей повести: "Покойница в доме" (1913) Кузмин приходит к оправданию жизни, нормальной и здоровой, в каких бы формах она ни проявлялась. Сложность современной души он считает болезнью или блажью ("Высокое искусство"). В критических статьях Кузмин обращает внимание на приемы техники, требуя ясности; его статьи скорее похожи на заметки и интересны только отдельными замечаниями. Большой публике Кузмин больше всего известен как автор первой и самой слабой из его повестей "Крылья", привлекшей к себе внимание в годы болезненного интереса к "половой проблеме". Стих Кузмина разнообразен, гибок и музыкален; многие стихотворения напоминают песни; но он поэт скорее приятный, чем значительный. М. Лопатин.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».