Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Нарежный Василий Трофимович


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Нарбуты

Нартов Андрей Андреевич

Нарбут Егор Иванович (Георгий)

Нартов Андрей Константинович

Наранович Павел Андреевич

Нарышкин Алексадр Львович

Направник Эдуард Францевич

Нарышкин Иван Александрович

Напиерский Карл-Эдуард (Napiersky)

Нарышкина Мария Антоновна

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Нарежный Василий Трофимович - русский писатель (1780 - 1826), родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя . Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом университете. Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда, главным образом, литературная жизнь, Нарежный писал, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи. Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина , в "Приятном и полезном препровождении времени" Подшивалова и Сохацкого (1798) и в "Ипокрене" Сохацкого (1799 - 1800). Относящаяся к этому же приблизительно времени, трагедия его: "Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова" не выделяется из ряда ей современных. Служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе - все это изображено им в сатирическом романе "Черный год, или Горские князья", наполненном, по образцу модных тогда romans d'aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, на котором нарисован ряд типов кавказских администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 г., по смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Нарежный напечатал трагедию "Дмитрий Самозванец" - неудачный сколок с "Разбойников" Шиллера. Открытие "Слова о Полку Игореве", переводы песен Оссиана, вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть "Славенских вечеров" (1809). Повести, вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 г. Нарежный печатает в журнале "Цветник" еще две повести, несколько более удобочитаемые. В 1814 г. появились первые три части романа Нарежного: "Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова". Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за "предосудительные и соблазнительные места". Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью. Это - настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность представителей образованного общества. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло. Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: "Аристион, или Перевоспитание" (1822). Талантливо начертан только тип скупца - пана Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 г. Нарежный издал "Новые повести", часть в сентиментальном роде ("Мария"), часть в восточном, поучительном ("Турецкий суд"), главным же образом, в том направлении, которому он следовал в "Жильблазе". Повести "Богатый бедняк", "Запорожец", "Заморский принц" являются чисто реальными, нравоописательными: последняя, представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с "Ревизором". Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Нарежного, "Бурсак", вышло в свет в 1824 г. Оно вполне самостоятельно как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, - совершенно живое лицо, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы. Повесть "Два Ивана, или Страсть к тяжбам" вышла через две недели по смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов; два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"). Критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие "образованного вкуса", за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта. Современники называли Нарежного "Теньером русской литературы", но признавали за ним и достоинства, например, умение сохранить в рассказе характер "местности и народности". По мнению князя П.А. Вяземского , Нарежному "одному и первому" из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность - схватить подробности русской жизни для составления русского романа. Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века. - См. Н.А. Белозерская "Василий Трофимович Нарежный" (2-е изд., 1896); академик К.Н. Бестужев-Рюмин , в "Отчете о 35-м присуждении наград графа Уварова" (1895). Романы и повести Нарежного изданы Смирдиным в 1835 - 1836 годы; позже отдельно издан А. Сувориным "Бурсак". В. Перетц.

См. также статьи:
Гоголь Николай Васильевич ;
Измайлов Александр Ефимович ;
Свидницкий Анатолий ;
Сохацкий Павел Афанасьевич .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»