Олесь, О. - псевдоним талантливого украинского поэта. Родился в 1878 г. в Харьковской губернии; окончил среднюю сельскохозяйственную школу и ветеринарный институт. Впервые его стихотворения появились в печати в 1905 г. в альманахах "Багаття", "Розвага"; затем он стал сотрудником лучших украинских периодических изданий. Первые два сборника стихотворений Олеся вышли в Петербурге, в 1907 г. ("З журбою радiсть обнялась") и в 1909 г., третий - в Киеве (1911). Талант Олеся по преимуществу лирический. Задушевный, чуткий к музыкальной стороне стиха, к красоте и внутреннему изяществу формы, Олесь менее замечателен в стихотворениях на темы общественно-политические, когда он собирается разбить свою лиру и взять "сурму мидну", чтоб "нею з гир мерцив будить и Украйну бидну"; часто его стихотворения на общественно-политические темы звучат как рифмованные передовицы ("Ридна мова в ридний школи!"). Поэт и сам нередко чувствует себя недостаточно сильным в несоответствующих его духовному складу задачах. Приглашая к орлиному полету - "битись и боротись за красу мети" (цели), он тут же восклицает: "Годи! я не можу й хати перейти". "Муза гнева" превращается иногда в музу неврастении. Даже не к победе стремится поэт; его мечта - "упасти побидно"... Сильную сторону поэзии Олеся составляет его одухотворенный символизм, тесно связанный с символикой народного творчества и придающий вполне современной лирике ярко национальный украинский характер. Уже первый его сборник дал автору имя одного из самых оригинальных и выдающихся поэтов послешевченковского периода, разорвавших с подражанием великому образцу, долго мертвившим украинское поэтическое развитие. Последующие сборники, свидетельствующие о некотором художественном росте Олеся, мало говорят о внутренней работе художника над собой; и по силе, и по форме некоторые пьесы все же являются значительными достижениями ("Ничого не скажешь", "Огонь, що в попели дримав"). Неудачная в целом поэма "Що року" (в 3-й книге) искрится теплыми лирическими блестками. Мало к поэтическим заслугам Олеся прибавили его "Драматични этюды" (Киев, 1914). Лучшее в них - опять-таки то, что внушено лиризмом (например, "Хто мои перли - розгублени сльози" - в этюде "Злотна нитка"). Перу Олеся принадлежит недурной, сделанный с поэтическим подъемом перевод на украинский язык "Песни о Гайавате" Лонгфелло (в "Лiтерат.-наукови Вiстн.", 1912). М. Могилянский.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».