Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Рубинштейн Антон Григорьевич


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Рубец Александр Иванович

Рубинштейн Николай Григорьевич

Рубановский Иван Васильевич

Рубцов Петр Павлович

Рубан Василий Григорьевич

Рубцы

Рубакин Николай Александрович

Рудаков Александр Павлович

Ртищевы

Рудаков Василий Егорович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



"Вальс-каприс"
Р
убинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана , ученика Фильда. По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 году Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 года Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны . К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской". 1854 - 1858 годы Р. провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623). В 1862 году была открыта "Музыкальная школа", в 1873 году получившая название консерватории (см. XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием "История литературы фортепианной музыки" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861): "Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и, отчасти, критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.). Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах - "Суламит", 13 опер: "Дмитрий Донской, или Куликовская битва" - 1849 год (3 действия), "Хаджи Абрек" (1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) - 1875 год, "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) - 1880 год, "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) - 1875 год, "Нерон" (4 действия) - 1877 год, "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) - 1889 год, и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее из его школы вышли Кросс , Терминская , Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй . Как дирижер, Р. был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein's Erinnerungen", Лейпциг; 1893) и "Музыка и ее представители" (1891; переведена на многие иностранные языки). См. "А. Г. Р.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. Кавос-Дехтяревой (Санкт-Петербург, 1895); "Антон Григорьевич Р." (заметки к его биографии д-ра М. Б. Р-га. Санкт-Петербург, 1889; там же, 2-е изд.); "Антон Григорьевич Р." (в воспоминаниях Лароша , 1889, ib.); Emil Naumann "Illustrirte Musikgeschichte" (Берлин и Штутгарт); В.С. Баскин "Русские композиторы. А. Г. Р." (Москва, 1886); К. Галлер в № 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации" за 1882 год; Albert Wolff "La Gloriole" ("Memoires d'un paristen", П., 1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. Р." ("Царь-Колокол"); "К 50-летнему юбилею А. Г. Р.", Don Mequez (Одесса, 1889); "А. Г. Р." (биографический очерк Н.М. Лисовского , "Музыкальный Календарь-Альманах", Санкт-Петербург, 1890); Riemen "Opera-Handbuch" (Лейпциг, 1884); Zabel "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лейпциг, 1891); "Anton Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (№ 15, декабрь 1894, Лондон); "А. Г. Р.", статья В.С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М.А. Давидова "Воспоминания о А.Г. Рубинштейне" (Санкт-Петербург, 1899). Н. С.

См. также статьи:
Александрова-Кочетова Александра Дормидонтовна ;
Аржанто ;
Балакирев Милий Алексеевич ;
Баскин Владимир Сергеевич ;
Бах Константин Константинович ;
Бегров Федор Иванович ;
Бернштам Леопольд Адольфович ;
Бессель Василий Васильевич ;
Ваксель Платон Львович ;
Вельфль Гуго Федорович (Woelffl) ;
Виллуан Александр Иванович ;
Гёдике Александр Федорович ;
Глазунов Александр Константинович ;
Голлидэй Евгений Георгиевич ;
Гомилиус Луи-Федорович ;
Губерт Николай Альбертович ;
Дубасов ;
Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария) ;
Збруева Евгения Ивановна ;
Кон Павел Любимович ;
Кюи Цезарь Антонович ;
Ларош Герман Августович ;
Лядовы (семейство музыкантов) ;
Мельников Иван Александрович ;
Направник Эдуард Францевич ;
Пабст Павел Августович ;
Перов Василий Григорьевич ;
Раден Эдита Федоровна ;
Россия, разд. Светская музыка (XIX век) ;
Сафонов Василий Ильич ;
Тартаков Иоаким Викторович ;
Терминская Моника ;
Чайковский Петр Ильич ;
Чиарлоне Виргиния Михайловна (Ciarlone) ;
Эрдманедерфер Максим (Максимилиан Карлович) ;
Юргенсон Петр Иванович .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»