Севастьянов (Петр Иванович, 1811 - 1867) - археолог. Сын купца, воспитанник Московского университета, Севастьянов много путешествовал по России, Западной Европе и Востоку и во время этих путешествий собрал свои знаменитые коллекции, известные под именем "Севастьяновского собрания" (иконы, церковная утварь, рукописи в подлинниках и снимках, слепки, рисунки и фотографии с памятников зодчества, ваяния и живописи, планы и карты местностей христианского Востока, библиотеки, гравюры, монеты и пр.). Их изучали и описывали многие ученые: Поленов ("Снимки с икон и других древностей святой горы Афонской из собрания Петра Ивановича Севастьянова", Санкт-Петербург, 1859), Шевырев ("Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных Севастьяновым", Санкт-Петербург, 1859), Флоринский ("Афонские акты и фотографические снимки с них в собрании Петра Ивановича Севастьянова", Санкт-Петербург, 1880), Викторов ("Собрание рукописей Петра Ивановича Севастьянова", Москва, 1881) и др. Впоследствии коллекции эти перешли в московский публичный музей, Академию Художеств, Академию Наук и Императорскую публичную библиотеку. Главная заслуга Севастьянова, как археолога, заключается в том, что он первый положил у нас твердое основание науке христианских древностей, главным образом греко-русских. По его инициативе и указаниям впервые и наше правительство приняло активное участие в собирании церковных древностей, снарядив в 1859 г. особую экспедицию, под руководством Севастьянова, на Афон, откуда тогда же было вывезено одних рукописей свыше 5000. Затем Севастьянову принадлежит честь образования у нас первых двух археологических собраний церковных древностей в Москве (в московском публичном музее) и в Санкт-Петербурге (христианский музей в Академии Художеств). Им составлен Ключ христианской археологии в 28 фолиантах (ненапечатано). Другие труды его: "Записка об археологической экспедиции на Афон" (в "Современной Летописи", 1861, № 1) и "О светописи в отношении к археологии" (записка, читанная в 1858 г. в парижской академии и напечатана в "Известиях Императорского Археологического Общества", 1858, т. I). Снимки Севастьянова ценились высоко и за границей; один из них - копия фресок, изображающих ангельскую литургию, - великолепно издан Дидроном в Париже. См. Бессонов "Петр Иванович Севастьянов и очерк его собрания" ("Современная Летопись", 1868, № 14) и статьи Буслаева и Филимонова в "Вестнике Общества Древнерусского искусства", 1874, № 1 и 3 и 4 и 5. Подробный обзор коллекций Севастьянова - в "Вестнике Археологии и Истории" (выпуск VI). В. Р-в.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».