Слепцов (Василий Алексеевич) - известный беллетрист. Родился в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губернии. Учился в 1-й московской гимназии, пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете московского университета. Соблазнившись популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с котомкой за плечами в пешеходное путешествие по Владимирской губернии. Это дало ему большой запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в "Русской Речи", "Северной Пчеле", а затем и в "Современнике". Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, Слепцов быстро занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. Этим он в значительной степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной обаятельности. Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой, артистически изящной красоты, он особенно нравился женщинам. Литературная деятельность Слепцова продолжалась недолго. Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобочка и, медленно угасая, умер на ее руках в 1878 г. Слепцов написал очень немного. "Полное Собрание Сочинений" его занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть "Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". Во всех своих произведениях Слепцов обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых - тонкое остроумие и большую вдумчивость в явления общественной жизни. В общем он один из наиболее художественно-одаренных писателей 60-х гг. Несомненно принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и характеристиками. Позднейшему читателю многое в Слепцове кажется и странным, и жестоким. Странными кажутся рассказы из народной жизни. Мужиков этот передовой и радикальный писатель изображает прямо какими-то головотяпами, которых, по их глупости и дикости, даже не жалко. Впрочем, автор даже и не задается целью возбудить в читателе жалость. Он только хочет рассмешить и достигает своей цели, выуживая из народной жизни разные курьезные анекдоты и смешные словечки. Тогда была целая полоса такого анекдотического изображения народной жизни. Ее начал Николай Успенский , и у молодого Слепцова не хватило самостоятельности выбиться из этой колеи. Жестоким Слепцов кажется в главном своем произведении - "Трудном времени", которое до сих пор остается в литературной памяти и в ряду повестей с общественной подкладкой занимает видное место. Повесть с беспощадной иронией вышучивает умеренный либерализм, который не идет дальше двух-трех хороших порывов, а затем остывает и обращается к устройству личного благополучия путями, однако, отнюдь не предосудительными. Читателю, который видел позднейший пышный расцвет хищничества, не понятна та неумолимость, с которой автор старается выставить представителя благих порывов - Щетинина - полнейшим ничтожеством. Наполовину иронически относится повесть к героине рассказа - жене Щетинина, в которой стремления к устройству своего благополучия уже совсем нет, но над которой повесть подтрунивает за неопределенность ее благих порывов. В положительном лице повести - Рязанове, на все отвечающем насмешечками, - заметно сказалось влияние базаровского типа. Ср. Писарев "Подрастающая гуманность" ("Сочинения", т. IV), воспоминания Головачевой-Панаевой ; воспоминания матери Слепцова в "Русской Старине" 1890; М.А. Протопопова в "Северном Вестнике", 1888). С. В.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».