Фруг (Семен Григорьевич) - известный поэт. Родился в 1860 г., в еврейской земледельческой колонии Херсонской губернии Бобровый Куть. Отец его был землепашец, но исполнял также обязанности писаря колонии. Учился Ф. в начальной школе колонии. В 1879 г. Ф. стал посылать в русско-еврейский орган "Рассвет" стихотворения, сразу обратившие на себя внимание читателей этой газеты. Молодому поэту-самородку дали средства приехать в Петербург, где он с тех пор и живет, исключительно посвятив себя литературной деятельности. Известность вне круга специальных читателей еврейских органов Ф. приобрел в середине 1880-х годов, когда стихотворения его стали появляться в общих журналах - "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Неделе" и др. изданиях и когда вышел первый сборник его стихотворений (Санкт-Петербург, 1885). Сборник был встречен критикой очень сочувственно, чего нельзя сказать о дальнейших сборниках (Санкт-Петербург, 1887 и 1898; том I и II выдержали 3-е издание), которые были приняты холодно. В 1902 г. (Санкт-Петербург) вышел сборник "Сиониды и другие стихотворения". В 1890-х годах Ф. вел фельетон бытового характера в "Восходе". Он пишет также стихотворения на еврейско-немецком жаргоне в жаргонных органах Европы и Америки. Последние 10 - 12 лет Ф., редко появляясь на столбцах журналах со стихотворениями серьезного содержания, посвятил себя легкому жанру куплетов и стихотворений на злобу дня, которые под псевдонимом Иероним Добрый и др. помещает в мелкой прессе - "Петербургской Газете" и "Петербургском Листке". Некоторые из них вызывали в печати со стороны весьма почтенных писателей чрезвычайно резкие упреки в отступлении от требований литературной этики. Выступает также подчас Ф. со славословиями известного типа в таких органах, как "Свет" В.В. Комарова. В наиболее удавшихся его стихотворениях, Ф. певец еврейства по преимуществу и только в этой сфере представляет литературный интерес. Стихотворения его вне круга интересов еврейства, малосодержательны и явно надуманы. Зато в лучших стихотворениях своих на еврейские темы Ф. чужд узкого национализма и является поэтом, скорбящим вообще о горестях и несчастьях народа. Мечтая о том, что когда-нибудь "придет пора - исчезнет злоба; одной ликующей семьей под знамя света и свободы стекутся мирные народы", поэт, правда, исходит из тех преследований, которым подвергается его родной народ, но его мечты заключают в себе идеалы общечеловеческие. В еврейском патриотизме Ф. нет хвастливости; основной мотив его любви к еврейскому народу только скорбь о выпавших на долю еврейства невзгодах. Являясь Иеремией страданий своего народа, Ф. лирик по преимуществу. Эпос ему совершенно не удается. Его баллады из еврейской истории - большей частью весьма слабые подражания балладам Шиллера (в передаче Жуковского) и "Романцеро" Гейне - крайне растянуты и скучны. Лиризм Ф. Воспитался, с одной стороны, на Библии, с другой - на Лермонтове и Некрасове. Звуки нежные и интимные совершенно чужды его поэтическому темпераменту и всегда переходят у него в слащавость и сентиментальность. Сплошь да рядом он впадает, вследствие приподнятости, в риторизм и ходульность. Но эта же приподнятость, несомненно, придает и большую силу лучшим стихотворениям его, обыкновенно выдержанным в жгучем стиле поэзии пророков. Как всякий лирик, Ф. тесно связан с искренностью своих настроений. Больше всего было искреннего увлечения в первом сборнике, не только потому, что поэт был моложе, но и потому, что он явился отражением большого подъема в русском еврействе, относящемся к концу 1870-х и началу 1880-х годов. С одной стороны, тогда в мыслящей части еврейства, воспитавшейся под влиянием лучших элементов русской общественности, значительно повысилось чувство собственного достоинства. А с другой, под страшным впечатлением еврейских погромов 1881 г., зародилась мысль о новом "исходе". Ф. стал певцом так называемого вначале "палестинского" движения и в стихах его, относящихся к этому периоду, поэтически сильно смешаны скорбь о пережитом горьком чувстве обиды и вера в лучшее будущее. Некоторые из этих стихотворений были положены на музыку. Такое настроение очень скоро ослабело, а с ним и жгучий тон поэзии Ф. Он переходит на совершенно ему неудающиеся общие мотивы, а в обработке тем еврейских чувствуется утомление и искусственное возбуждение. Последние годы, когда "сионизм" принял широкие размеры, оживилась и поэзия Ф., и в его "Сионидах" опять попадаются строфы сильные и искренне-воодушевленные. Кроме того, Ф. издал собрание рассказов: "Встречи и впечатления" (Санкт-Петербург, 1898) и "Эскизы и сказки" (Санкт-Петербург, 1898).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».