Фофанов (Никита Федорович) - мастер печатного дела и словолитец начала XVII века. Пскович по происхождению, Ф., после переселения в Москву, начал свою деятельность в качестве словолитца в царствование Василия Ивановича Шуйского; по приказанию последнего Ф. отлил в 1606 г. новую штамбу и напечатал в 1609 г. "Минею общую" (в лист, на 373 листах, с предисловием и послесловием). В 1611 г. Ф. с другими типографщиками бежал из Москвы в Нижний Новгород. Здесь он устроил печатное дело, отлил шрифт и стал печатать книги. Нижегородские издания Ф. до нас не дошли; что же касается до его шрифта, то известно, что в 1620 г. из Казанской или Нижегородской области в Москву, на вновь отстроенный печатный двор, была перевезена штамба "со всякими снастьми"; эта штамба, вероятно, и представляет собой нижегородский шрифт Ф. Когда с воцарением Михаила Федоровича была сознана необходимость печатания церковных книг и оказалась возможность приняться за это дело, сведущие люди вспомнили Ф., человека "смышленого и разумного к таковому хитрому делу", и вызвали его из Нижнего Новгорода. Приходилось заводить заново все дело, строить новые помещения для типографии, отливать новые шрифты. Работа возобновителей типографии пошла так энергично, что в июне 1614 г. можно было уже приступить к печатанию книг; первой книгой, напечатанной новым шрифтом Ф., по размеру и рисунку букв похожим на первоначальный, была Псалтырь (Москва, 1615, в 4°, на 309 листах) с гравированным изображением царя Давида, с предисловием и историческим послесловием. Следующей работой Ф., сохранившейся с его именем, был Октоих, начатый печатанием в 1616 г., оконченный в 1618 г. (в двух книгах). Отношение Ф. к работе выражено в послесловии Октоиха словами: "снисканием и начальством преславного дела сего мастера", отношение других печатников - словами: "труды и тщанием прочих сработников мастера Ианикиты и в работе повинующихся ему, еже с ним и по нем трудившихся". Послесловия и предисловия к изданиям Ф. любопытны для историка книгопечатания в России; главное же их значение - биографическое; эти статьи представляют собой изображение взглядов автора на важность религиозного просвещения и на книгопечатание, как на одно из средств его развития. Написанные высокопарным слогом, но не лишенные литературных достоинств, они дают Ф. право на место среди писателей того времени; мысли же, в них высказанные, выдвигают его из ряда обыкновенных техников и заставляют видеть в нем деятеля, сознательно преданного своему делу. Ф. умер раньше перенесения типографии (в 1620 г.) из временного помещения в Кремле на прежнее место, разоренное поляками. Оставшаяся после смерти Ф. азбука долго называлась по его имени "Никитинской". См. "Сказание известно о воображении книг печатного дела" (Строев "Описание старопечатных книг... Царского", стр. 437 и следующие); Румянцев "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России" (Москва, 1872); Каратаев "Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами" (т. I, 1883); Румянцев "Сведения о гравировании и граверах при московском печатном дворе в XVI и XVII столетиях" (приложение к труду Ровинского; "Подробный словарь русских граверов", 1895); Булгаков "Иллюстрированная история книгопечатания" (т. I, 1889).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».