Штейбен (Шарль, барон де Steuben) - французский живописец, сын вюртембергского офицера, родился в 1788 г. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым на ее службу, и некоторое время посещал санкт-петербургскую академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, а потом был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, он отправился в Париж и поступил в ученики к Л. Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. Первая его картина, выставленная в парижском салоне 1812 г., "Петр Великий в бурю на Ладожском озере", произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I; Людовик XVIII приказал воспроизвести ее в гобеленовом ковре, который послан в подарок императору Александру I (он находится теперь в большом петергофском дворце, а самая картина в амьенском музее). Приобретя таким образом сразу известность, Штейбен поддерживал и усиливал ее дальнейшими своими работами в историческом, жанровом и портретном роде. Важнейшие из его произведений, исполненных в Париже, - "Святой Герман, раздающий свое имущество бедным" (1819; в церкви Сен-Жермен де-пре, в Париже), "Меркурий усыпляет Аргуса" (1822; в компьенском дворце), "Вильгельм Телль, выскакивающий из шлюпки Гесслера" (1822), "Клятва трех главарей швейцарского восстания на Рютли" (1824), "Эпизод из юности Петра Великого" (царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троицко-Сергиевой лавры; 1827; в валаньенском музее), "Сендрильона", "Смерть Наполеона I" (1830), "Иоанна Безумная, ожидающая пробуждения своего мертвого мужа, Филиппа Прекрасного" (1836; в лилльском музее), "Эсмеральда и Квазимодо" (1839; в нантском музее), "Христос, приведенный на Голгофу" (1841), "Иосиф и жена Пентефрия" (1843), "Самсон и Далила" (1843); "Взятие Богоматери на небо" (в страсбургском соборе), плафон "Милосердие Генриха IV после битвы при Иври" и портреты сподвижников этого государя на сводах потолка в одной из зал Луврского музея, картина "Победа Карла Мартелла над Абдерамом" и двенадцать портретов исторических лиц, в версальском музее. В 1831 г. король Людовик-Филипп, в виду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище. В 1833 г. наша академия художеств присудила ему звание ее почетного вольного общника. В 1843 г. он был вызван в Санкт-Петербург для исполнения семи образцов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образцов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора ("Рождество Иоанна Предтечи", "Святой Иоаким и Анна", "Рождество Богородицы", "Вход в Иерусалим", "Распятие", "Воскресение Христово" и "Взятие Богоматери на небо"), Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину: "Смерть генерала Моро в лейпцигской битве" и несколько прекрасных портретов (Гарфункля, В. Кокорева , Мамонтова, актера Самойлова и др.). Из России он уехал обратно во Францию в 1854 г. уже совсем больным, вследствие паралича. В Париже было с ним еще два удара, лишившие его способности работать. Прострадав два года, он умер 21 ноября 1856 г. По характеру своего творчества Штейбен принадлежал к представителям романтизма, явившегося во французской живописи на смену псевдоклассицизма школы Давида. Его произведения отличаются зрелой обдуманностью композиции, отличным рисунком и эффектностью красок, но стремление к драматичности приводило его при изображении многофигурных сцен к театральности.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».