Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Шварц Вячеслав Григорьевич


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Шварц Александр Николаевич

Шварц Иван Григорьевич

Шварц

Шварц Иоганн-Христофор (Schwartz)

Шванебах Петр Христианович

Шварц Михаил Павлович

Швабе Александр Петрович

Шварц Павел

Шашков Серафим Серафимович

Шведов Федор Никифорович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500)



Шварц (Вячеслав Григорьевич) - живописец, сын генерал-лейтенанта, родился в Курске 22 сентября 1838 г. С трехлетнего возраста он полюбил рисование, и лишь только стал держать в руках карандаш, выказал наклонность к изображению баталических сюжетов, что легко объясняется военной атмосферой, среди которой он рос, находясь на Кавказе при отце, командовавшем Джаробелоконским военным округом и Лезгинской кордонной линией. Девяти лет от роду мальчик Ш. был зачислен в пажи к Высочайшему Двору, но, несмотря на его охоту к военной карьере, родители определили его в 1853 г. в воспитанники Александровского лицея в Санкт-Петербурге. Во все продолжение лицейского курса Ш., благодаря своим блестящим способностям, особенно памяти, был первым учеником по классу, хотя во время уроков часто забавлялся черчением разных рисунков вместо того, чтобы записывать преподаваемое. Эти упражнения в рисовании способствовали тому, что он рано набил себе руку в приемах работы пером, которую любил впоследствии. Находясь в лицее, он занимался также живописью и научился гравировать крепкой водкой. Блистательно окончив лицейский курс в 1859 г. с золотой медалью и с чином IX класса, он определился на службу в канцелярию кавказского и сибирского комитета и, состоя на ней, в течение трех лет посещал, на правах вольного слушателя, Санкт-Петербургский университет, где изучал арабский язык и пополнял свои познания по некоторым предметам историко-филологического факультета, а кроме того, ходил в классы Академии Художеств, в которой числился учеником профессора баталической живописи Б.П. Виллевальде . В 1859 г., за представленный академии рисунок своей композиции "Свидание Святослава с Цимисхием", он был удостоен малой серебряной медали, через год после того получил вторую такую же медаль за рисунок "Взятие Казани" и в 1861 г. приобрел большую серебряную медаль за исполненный углем в натуральную величину картон: "Иоанн Грозный у тела убитого им сына", замечательный по драматичности сюжета, прекрасной композиции, силе выражения и археологической верности всех подробностей представленной сцены. Таким образом, уже в первую пору своей художественной деятельности Ш. перешел от баталического рода живописи к исторически-бытовому, в котором составил себе вскоре почетную известность. В 1861 г. он отправился в чужие края; в Берлине, в течение четырех месяцев, он работал у профессоров Шрадера и Каульбаха, после чего посетил Дрезден, Кельн, Франкфурт-на-Майне и Майнц. По возвращении своем из этого путешествия он изготовил картон громадной величины: "Вальпургиева ночь" (по Гете). Затем была написана им картина "Иоанн Грозный у тела его сына" в значительно меньшем размере сравнительно с вышеупомянутым картоном. За нее академия присудила Ш. в 1863 г. малую серебряную медаль и звание классного художника. В том же году он уехал в Париж и, работая там под руководством Лефевра и Конта, улучшил свой колорит и вообще манеру письма. В 1865 г., за картину "Вербное воскресенье в Москве времен царя Алексея Михайловича", академия признала его академиком. В 1867 г. она командировала его в Париж для устройства русского художественного отдела в тамошней всемирной выставке. Эта командировка доставила Ш. случай познакомиться со знаменитым Мейссонье, под влиянием которого он еще более усовершенствовался в технике живописи. На упомянутой выставке международное жюри присудило ему золотую медаль за картину "Голштинские послы в посольском приказе". Около этого времени исполнены его картины: "Русский гонец XVI века", "Стрелец XVI века", "Голова рыцаря", "Патриарх Никон на прогулке в Новом Иерусалиме" и "Вешняя поездка царицы на богомолье" и несколько рисунков, - работы, останавливавшие перед собой посетителей академической выставки 1868 г., и за которые академия возвела его в звание своего почетного вольного общника. Кроме названных произведений, огромный успех в публике имели исполненные пером рисунки Ш. к "Песне про купца Калашникова", Лермонтова , и к "Князю Серебряному", графа А. Толстого . В постановке на сцену трагедии последнего "Смерть Иоанна Грозного" Ш. принимал видное участие, изготовляя для нее рисунки костюмов, набрасывая эскизы декораций и давая советы актерам и монтировщикам этой пьесы. К 50-летнему юбилею Александровского лицея была выбита медаль по проекту Ш. Его рисунками иллюстрировано роскошное, сделанное А.С. Норовым , издание путешествия Даниила Паломника . В 1868 г. курское дворянство избрало Ш. в предводители Щигровского уезда; отправившись по делам в Курск, он нежданно умер там 29 марта 1869 г. Серьезная художественная деятельность Ш. продолжалась всего девять лет, но, несмотря на то, он оставил по себе прочную память в истории русского искусства, как самый замечательный из воспроизводителей отечественной старины. Человек очень образованный, начитанный и вдумчивый, основательно изучивший Россию XVI и XVII столетий, в своих композициях он, как никто другой, ставил зрителя лицом к лицу с ее историческими и неисторическими личностями, вводил его во все частности их быта, всецело воскрешал их нравы и характеры, и своим примером увлек многих художников на путь подробной и точной обработки русских исторических тем. Большинство произведений Ш. составляет собственность его брата, Евгения Григорьевича, хранящего их с благоговением к его памяти; из публичных музеев владеет ими только Третьяковская галерея в Москве: в ней находятся 12 Шварцевских рисунков пером (в том числе пять сцен из "Песни про купца Калашникова" и четыре сцены из "Князя Серебряного") и пять картин, писанных масляными красками ("Иоанн Грозный у тела убитого им сына", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме", "Вешний поезд царицы на богомолье", "Посол от князя Курбского" и "Схимник").

См. также статьи:
Литовченко Александр Дмитриевич ;
Мосолов Николай Семенович ;
Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование ;
Стасов Владимир Васильевич .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»