Амфитеатров, Александр Валентинович, известный писатель (родился в 1862 году), сын протоиерея московского Архангельского собора, по матери племянник А.И. Чупрова. Окончил курс Московского университета по юридическому факультету. Уже студентом принимал деятельное участие в "Будильнике" и других юмористических изданиях. Готовясь к оперной карьере, по окончании университета уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в "Русские Ведомости". В конце 1880-х годов много работал в тифлисском "Новом Обозрении". В начале 1890-х годов А. стал деятельным сотрудником "Нового Времени" и приобрел известность сначала "московскими", затем воскресными фельетонами (под псевдонимом Old Gentleman). В 1894 - 96 годах много путешествовал по славянским землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому "примирению". В 1899 году, оставив "Новое Время", основал вместе с Дорошевичем и другими газету "Россия", имевшую огромный успех. В начале 1902 года "Россия" за фельетон А.: "Господа Обмановы" была закрыта, а А. выслан в Минусинск. Через год он был переведен в Вологду, затем получил разрешение поселиться под Петербургом. В 1903 году способствовал успеху только что возникшей газеты "Русь", но вскоре, за статью о "Коноваловской истории", в горном институте, ему была воспрещена литературная деятельность, а сам он опять был выслан в Вологду. Уехав в "дни свободы" за границу, издавал в Париже журнал "Красное Знамя", закрывающий ему пока возможность вернуться в Россию. Журналист плодовитый и отзывчивый, колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два фазиса. В период сотрудничества в "Новом Времени" он, по собственному определению, принадлежал к "умеренно-охранительной группе". В 1897 году поездка в Польшу "сильно поколебала" его доверие к "охранительству и национализму"; началось охлаждение между ним и "Новым Временем", кончившееся во время зимних студенческих беспорядков 1899 года разрывом. Период этот стоил А. "мучительного нравственного перелома". С тех пор его "дорога определилась": он собирается "идти по ней, покуда жив". В последние годы А. сосредоточился почти исключительно на беллетристике. Он написал длинный ряд интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость манеры преобладает над художественной выдержанностью. Замыслы его всегда очень широки. Так, например, в "Восьмидесятниках" и "Девятидесятниках" он стремился выяснить общественную психологию этих сложных эпох. Под общим заглавием "Сумерки Божков" автор задумал, по собственным его словам, "написать двенадцать романов, изображающих ликвидацию русского XIX века в веке XX-м - переломы в искусстве, в семье, в торговле и т. д.". Всего чаще, однако, эти широкие замыслы быстро переходят на изображение превосходно изученного автором оперно-театрального мира. Из-за горячей любви к этому миру А. теряет чувство меры. Гениальные певцы, гениальные композиторы, гениальные оперы, гениальные постановки так и кишат в романах А. Много в этих изображениях мало прикрытой портретности. Иногда автор вводит описание реальных лиц и событий 1880-х и 1890-х годов. Из драм А. с большим успехом шла "Отравленная совесть". Продуктивность А. огромна. Отдельными изданиями вышли: "Людмила Верховская" (1888), "Случайные рассказы" (1890), "Разбойник Федька" (1892), "Психопаты" (1893), "Сон и явь" (1893), "Сказка и были" (1893), "Виктория Павловна" (1903; 3-е изд., 1907), "В моих скитаниях" (1903), "Литературный альбом" (1904 и 1907), "Мария Лусьева" (1904; 3-е изд., 1908), "Житейская накипь" (1904 и 1905), "Сибирские рассказы" (1904 и 1907), "Бабы и дамы" (1908), "Издали" (1908), "Красивые сказки" (1908), "Против течения" (литературные статьи, 1908), "Сумерки Божков" (2 ч., 1909), "Сказочные были" (3-е изд., 1907), "Страна раздора" (балканские впечатления; 2-е изд., 1907), "Женское настроение" (3-е изд., 1908), "Легенды публициста" (1905), "Курганы" (1905), "Контуры" (1906), "Сказания времени" (1907), "Македонские евреи" (1907), "Покаяние Филиберта" (1907 и 1908), "Победоносцев" (совместно с Е.В. Аничковым, 1907), "Притчи скептика" (1908), "Современники" (1908), "Фантастические правды" (1908), "Восьмидесятники" (1907 и 1908; 2 т.), "Девятидесятники" (1910, 2 ч.), "Старое в новом", "Пять пьес" (1908), "Антики" (1909), "Жар-птица" (1911) и др. Рассказы, запрещенные русской цензурой, появлялись в заграничных изданиях. - Ср. Венгеров, "Критико-биографический словарь" (т. VI). С. В.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».