Антонович, Максим Алексеевич, известный в 60-х годах XIX столетия критик. Родился в 1835 году в Харьковской губернии, происходит из духовного звания. Образование получил в харьковской семинарии и Петербургской духовной академии. Поместив в 1859 году в "Современнике" (№ 10) статью "Что иногда открывается в либеральных фразах", посвященную книге Щапова : "О русском расколе старообрядства", А. сразу сделался одним из ближайших сотрудников журнала, помещая в нем сначала статьи и заметки о книгах по философии, затем ряд обширных критических статей. Из них большой шум произвела статья об "Отцах и детях" Тургенева - "Асмодей нашего времени" (1862). В романе Тургенева А. увидел злое и вредное высмеивание молодого поколения и с крайней резкостью напал на автора, не видя в его произведении даже никаких художественных достоинств. В 1861 - 1862 годах А. помещал также популярные статьи по естественным наукам в "Народном Чтении", сотрудничал в 1861 - 1863 годах в "Энциклопедическом словаре" П.Л. Лаврова, а в 1863 году вел политический отдел в "Очерках" Г.З. Елисеева. До самого запрещения "Современника" в 1865 году А. был одним из самых ближайших сотрудников его, напечатав множество статей: в 1864 году - "Московские Ведомости" и "Голос" (№ 1), "Современные романы" (о "Взбаламученном море" Писемского и "Призраках" Тургенева, № 4), "Летний литературный сезон" (№ 7), в 1865 году - "Добросовестные мыслители и недобросовестные журналисты" (№ 2), "Промахи" (№ 2 и 4), "Современная эстетическая теория" (№ 3), "Лжереалисты" (№ 7), "Надежды и опасения" (№ 8), "Суемудрие дня" (№ 10) и другие. Наибольшее внимание обращали на себя своей резкостью "Литературные мелочи", которые были подписаны псевдонимом "Посторонний Сатирик" и тянулись в нескольких книжках "Современника" за 1864 - 1865 годы. Отрицательно относясь к целому ряду писателей, А. особенно нападал на "Русское Слово" и его руководителей, Писарева и Зайцева, а также на "Время" и "Эпоху", где писал Страхов. После запрещения "Современника" А. занялся переводом естественнонаучных книг. В 1869 году А. вновь появляется в литературе, поместив несколько статей в "Космосе" и выпустив вместе с Ю.Г. Жуковским "Материалы для характеристики русской литературы. Литературные объяснения с Некрасовым". В этой книге А. с чрезвычайной резкостью выступил против своего недавнего соратника и единомышленника Некрасова, не пожалев темных красок для его обрисовки. Книга вызвала горячую полемику. После этого А. надолго сходит с критической арены и отдается естествознанию, в частности - геологии. Критическая деятельность А. возобновляется лишь во второй половине 1870-х годов. В 1875 - 1876 годах в "Тифлисском Вестнике" (изд. Николадзе ) появились "Петербургские письма" А., в которых он обрушивался на тогдашнюю литературу, особенно на "Отечественные Записки". В 1878 году А. недолго занимал место первого критика в "Слове". В том же году он напечатал в "Горном журнале": "Ледниковая гипотеза и ледниковые явления в Финляндии и Повенецком уезде". В 1881 году А. снова выступил как критик в "Новом Обозрении", которое просуществовало короткое время. В 1883 году А. поступил на службу в Государственный банк. За последние 30 лет А. напечатал: "Ледниковые следы на острове Гохланде" (Протоколы VI съезда естествоиспытателей 1882 год), "По поводу книги Шрадера "Сравнительное языковедение и первобытная история" ("Русская Мысль", 1887, № 12), большое исследование "Чарльз Дарвин и его теория" (СПб., 1896), "Воспоминания по поводу чествования Белинского" ("Русская Мысль", 1898, № 12), "Арест Чернышевского" ("Былое", 1906, № 3), по поводу статьи Русанова о "Лаврове" ("Былое", 1907, № 4), "Материалы для биографии Чернышевского" ("Минувшие Годы", 1908, № 5 - 6); "Из воспоминаний о Чернышевском" ("Труды Императорского Вольного Экономического Общества", 1910 год, № 1). А. принадлежит длинный ряд переводов по естествознанию, истории, философии и социальным наукам. Работы А. по геологии имеют научную ценность (см. Чернышев , "Материалы для изучения девонских отложений"). В первой книжке журнала: "Современник", основанного в 1911 году Амфитеатровым и другими писателями, А. поместил статью литературного содержания. - Ср.: Венгеров, "Критико-биографический словарь", т. I. А. Фомин.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».