Асенковы, известные актрисы. Старшая, Александра Егоровна А., родилась в 1796 году, воспитывалась в театральном училище; дебютировала в 1814 году в комедии "Марфа и Угар" и имела успех. По свидетельству современников, она пленительно играла кокеток и служанок в высокой комедии, а также роли старых дев, сварливых старух и бойких барынь в комедии и водевиле; особенно была неподражаема в ролях субреток (Дорина в "Тартюфе", Сусанна в "Свадьбе Фигаро"). Умерла в 1860-х годах. - Ее дочь, Варвара Николаевна А., родилась в 1817 году. Предназначенная родными для артистической карьеры, она не скоро обнаружила дарование. Нехотя училась она в театральной школе, где ее считали почти совершенно непригодной для сцены; нехотя брала уроки у Сосницкого и с тем же равнодушием вступила на сцену, видя в этом, по словам матери, лишь средство помогать обедневшей семье. Но вскоре талант ее развернулся во всей силе, и она страстно привязалась к театру. Время деятельности А. было эпохой господства водевиля; порой весь спектакль состоял из трех-четырех одноактных шуток. Водевили, в громадном большинстве случаев, были или просто переводом, или переделкой иностранных пьес на русские нравы. Трудно было поэтому в ту пору работать актерам, лишенным материала для непосредственных жизненных наблюдений. От них требовался не юмор типического изображения, а только веселость непринужденной буффонады. Именно этим качеством и отличалась А. Грациозная, миловидная, с лукавой улыбкой на устах, она при самом выходе своем на сцену умела заражать зрительный зал беспечным весельем. Дебютировала А. в январе 1835 года, исполнив в бенефисе своего учителя, Сосницкого, роль одалиски Роксаланы в комедии Фавара: "Солиман II, или Три султанши". Успех ее определился с первого спектакля. Особенно шумно принимали ее в ролях с переодеванием. Пьесы "Гусарская стоянка", "Полковник старых времен" и "Пятнадцатилетний король", где она играла роли юнкера Лелева, маркиза Юлия де Креки и Карла II, не сходили в то время с репертуара, вызывая общий восторг. Правда, Белинский был не вполне на стороне артистки. Хотя он и писал в одной из рецензий: "Слухи об очаровательности госпожи Асенковой меня не обманули", но затем он суммировал свое впечатление словами: "В "Полковнике старых времен" госпожа Асенкова в длинных ботфортах, мундире и прочем. Действительно, она играет столько же восхитительно, сколько и усладительно, - словом, очаровывает душу и зрение... Я был вполне восхищен и очарован, но отчего-то вдруг мне стал тяжело и грустно". Можно думать, что эти слова относятся более к жанру, чем к исполнительнице; ведь критика не удовлетворял и знаменитый буфф Живокини. Взгляд Белинского на А. совершенно не разделял Некрасов, посвятивший памяти артистки задушевное стихотворение целых 12 лет после ее смерти. Очень хороша была А. и в серьезных комических ролях. В "Ревизоре" она создала роль Марьи Антоновны, в "Горе от ума" с равным успехом играла Софью и Наталью Дмитриевну, в "Школе Женщин" - Агнесу. Менее удачны были выступления А. в драматических ролях: тут она знала не только триумфы, но и поражения. Прекрасно справившись с ролями Параши в "Параше Сибирячке", Мальвины в "Эсмеральде", Вероники в "Уголино", она была не вполне удачной Офелией. В общем об А. осталась память как о несравненной водевильной актрисе, достойной партнерше увлекательно веселого Дюра. "Водевиль, Дюр и Асенкова - три предмета, которых невозможно представить один без другого", - писал в некрологе о ней критик "Северной Пчелы". Умерла А. в 1841 году, прослужив на сцене всего шесть лет. - Ср. "Ежегодник Императорских театров", сезон 1895 - 1896 года, книга 2, и статью Беляева : "1840 год" ("Театр и Искусство" за 1899 год). Н. Д-в.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».