Благовещенский, Николай Михайлович, - филолог (1821 - 92). Учился в педагогическом институте, где, под влиянием лекций профессора Ф.Б. Грефе , получил особенную любовь к классической филологии. За границей работал особенно у Готфрида Германа, В. Ад. Беккера и М. Гаупта - в Лейпциге, и у Крейцера и Бэра - в Гейдельберге. Состоя адъюнктом по кафедре римской словесности и древностей в Казанском университете, он написал и защитил магистерскую и докторскую диссертации (обе остались в рукописи): 1) "De hieratica quae dicitur artis Graecorum statuariae periodo" (русская обработка в "Пропилеях", т. I); 2) "De Romanorum tragoedia" (1851, русская обработка в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1848, кн. 6). Из Казани Благовещенский писал в "Московские Ведомости" (1851 - 52 годы) "Казанские письма" и там же составил ряд статей для "Пропилей" ("Ателланы", "Байи", "Римские пантомимы"). Успешная педагогическая деятельность в Казани (см. статью Н.Н. Булича в "Волжском Вестнике" от 19 марта 1891 г.) помогла Благовещенскому перейти в Петербург, где он занял в 1852 г. кафедру в педагогическом институте, а затем и в С.-Петербургском университете, где был первым настоящим профессором из природных русских, с широким и светлым взглядом на изучение древнего мира. В Петербурге написаны лучшие работы его: 1) "Гораций и его время" (1-е изд., СПб., 1864, 2-е изд., Варшава, 1878) - всесторонняя характеристика поэта; главное внимание обращено на перелом в его политических убеждениях; 2) "Сатиры Персия". Латинский текст, русский перевод и примечания (первоначально в "Журнале Министерства Народного Просвещения"; отд. СПб., 1873). По мнению самого автора, перевод Персия был главным ученым подвигом его; с справедливым самодовольством привел он в предисловии весьма неудачное предсказание французского переводчика сатирика, аббата Монье (1771), что русский перевод Персия может появиться только через 20 столетий; 3) "Ювенал". Две публичные лекции (СПб., 1859) и перевод сатир 3, 7, 8 и 10 в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1884, кн. 4; 1885, кн. 1; 1886, кн. 2; 1890, кн. 1). Наряду с этим Благовещенский продолжал составлять ряд живых популярных статей по своей науке для общелитературных журналов, например, "Гостиницы в древности" (с мастерским переводом Виргилиевой "Трактирщицы" - "Отечественные Записки", 1852), "Пермские сказочники и Петроний" ("Русское слово", 1860; здесь дано любопытное сближение одной пермской сказки с эпизодом о матроне эфесской), "Взгляд Нибура и Грота на Александра Великого" (там же) и др. Латинским языком Благовещенский владел прекрасно и на нем постоянно читал лекции в Педагогическом институте. Здесь он произнес актовую речь "De carminibus convivalibus eorumque in vetustissima Romanorum historia condenda momento" (СПб., 1853), где энергично защищал гипотезу Нибура о присутствии былинного элемента в рассказах о древнейшей римской истории. Он писал и по вопросам педагогическим (например, "Наши гимназии" и "Наши университеты" в "Библиотеке для Чтения", 1859); особенно сетовал на закрытие педагогического института. В 1872 - 83 годах он был ректором Варшавского университета; позднее - членом совета министра народного просвещения. В Варшаве Благовещенский вернулся к занятиям древним искусством ("Родосская школа" - публичная лекция), которые продолжал и по возвращении в Петербург. Ряд статей в этой области, напечатанных в "Вестнике изящных искусств", он объединил в 1891 г. в книге "Винкельман и поздние эпохи греческой скульптуры", где особенно подробно рассмотрена пергамская гигантомахия. В 1889 г. он читал публичные лекции на тему "Римские клиенты Домицианова века" (Марциал, Ювенал и Стаций; напечатанные в "Русской Мысли" за 1890 г.). См. письма Добролюбова, изданные Чернышевским; И.В. Цветаев , "40 лет учено-литературной деятельности Николая Михайловича Благовещенского. 1848 - 88" (СПб., 1888); И.В. Помяловский , "Н. М. Б." (некролог) в "Журнале Министерства Народного Просвещения" за 1892 г., кн. 9; В.И. Модестов, "Н. М. Б." (речь, читанная в Историческом обществе при СПб. университете; в "Историческом Обозрении", т. V, отд. II, СПб., 1892); П.Н. Черняев, "Пути проникновения в Россию сведений об античном мире" (Воронеж, 1911, стр. 57); С.А. Венгеров, "Критико-биографический словарь" (т. III). А. М-н.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».