Бенуа (Николай Леонтьевич) - профессор архитектуры, состоящий при министерстве государственных имуществ, председатель петербургского общества архитекторов, архитектор Высочайшего Двора и член петербургской городской управы, заведующий техническим отделением. Родился в Петербурге 1 июля 1813 года; обучался первоначально в петропавловской школе, а потом, 14 лет от роду, был принят по Высочайшему повелению на казенный счет в Академию Художеств по классу архитектуры, где был зачислен во 2-й возраст 1 декабря 1827 года. Через девять лет он окончил курс по 1-му разряду и затем удостоен был 27 сентября 1836 г. большой золотой медали за проект здания училища правоведения, которая давала право ехать на 6 лет за границу казенным пенсионером. По "Положению" эта поездка могла состояться лишь через три года, в продолжение которых молодой архитектор пробыл чертежником у знаменитого профессора Тона , сначала в Петербурге при постройке церкви Введения на Загородном проспекте, а потом в Москве при сооружении храма Христа Спасителя, большого Кремлевского дворца и малого театра. Наконец, в июне 1840 года он выехал за границу, где пробыл шесть лет, вернувшись в Петербург 2 ноября 1846 года и посетив в продолжение этого времени Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию и Англию. Плодом этого путешествия были многочисленные альбомы и архитектурные обмеры, как целых зданий, так и отдельных архитектурных деталей. Конечно, большая часть времени была посвящена Италии, где в одном Орвието (тогда еще в Папской области) Н. Л. провел два года, обмеряя вместе с двумя своими товарищами А.М. Резановым и А.И. Кракау знаменитый орвиетский собор, который может служить типичнейшим представителем итальянской готики. Рисунки эти были великолепно изданы в 1877 г. в Париже, фирмою V-e Morel et C-ie под заглавием: "Monographie de la cathedrale d'Orvieto par N. Benois, A. Resanoff et A. Krakau, pensionnaires de l'Academie Imperiale des beaux arts de Saint-Petersbourg" По возвращении на родину Н. Л. был удостоен за свои работы звания академика архитектуры и зачислен на службу в кабинет Его Величества, где выполнил несколько проектов по поручению государя, каковы - проект католического алтаря из малахита в подарок сардинскому королю, несколько бронзовых столов и рисунки столового белья для двора великого князя Константина Николаевича. Затем, по Высочайшей воле, ему было поручено составить проект дворцовых конюшен в Петергофе. С этих пор начинается строительная деятельность Н. Л., и он производит разные постройки не только в Петербурге, но внутри России. Из построек его в Петербургской губернии главнейшими являются: в Петергофе - придворные конюшни и вокзал железой дороги, в готическом стиле, кавалерские корпуса, в стиле большого петергофского дворца, часовня на Торговой площади, в русском стиле, и затем официантский дом, придворный госпиталь и богадельня; на Балтийской железной дороге - станция Стрельна, Сергиево (в русском стиле) и Красное село - последняя теперь частью перестроенная; в Лисинском учебном лесничестве - дом для практикантов, охотничий дворец и церковь; в Петербурге - католическая церковь на кладбище на Выборгской стороне, несколько частных домов и фасад дома бывшего графа Апраксина, в стиле Людовика XV, на Литейной; на Петергофской дороге - ферма в усадьбе "Ульянка" графа Д.Н. Шереметева и в Павловске - летний деревянный театр. Из построек его внутри России следует указать на церковь в имении г-на Павлова Екатеринославской губернии, барский дом, конский завод, службы и церковь в имении графини Шереметевой в селе Высоком, Смоленской губернии, швейцарский домик в селе Кусково, имении графа Д.Н. Шереметева, и главное здание петровской земледельческой академии, выстроенное им на месте старого деревянного дворца Разумовских, под Москвою. Кроме того, за последнее время Н. Л. построил в Петербурге, совместно с А.И. Кракау, дом общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной и вместе с А.Р. Гешвендом - арестный дом в Александро-Невской части. Одновременно с этой обширной строительной деятельностью развивается служебная и общественная деятельность Н.Л. После постройки петергофских конюшен он был сделан в 1850 году архитектором Петергофа и назначен два года спустя членом общего присутствия правления I округа путей сообщения и архитектором министерства государственных имуществ, а в 1858 году был удостоен за свои работы Академией Художеств звания профессора архитектуры. С 1872 года он стал во главе строительного отделения петербургской городской управы и, наконец, в 1880 году избран председателем петербургского общества архитекторов. В 1886 году друзья и почитатели Н. Л. отпраздновали 50-ти летний юбилей его архитектурной деятельности, причем в Академии Художеств была устроена выставка его рисунков и проектов. Выставка эта, заключавшая в себе около 200 номеров, послужила верной картиной его полувековой деятельности и определила вполне место, занимаемое им в современном русском зодчестве. Некоторые из построек Н. Л. помещены в журнале "Зодчий" с 1872 по 1890 год. Умер в 1898 г.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».