Брюллов, Карл Павлович - выдающийся художник (1799 - 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл был отдан в Академию Художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании, но был слаб в науках. Что касается искусств, то в этом отношении Брюллов во все время пребывания в Академии считался первым между сверстниками; его наставниками были А. Иванов (старший), А. Егоров и В. Шебуев. В 1821 г. Брюллов получил золотую медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (находится в Академии Художеств) и, вместе с тем, право на отправку за границу на казенный счет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники были отправляемы за границу лишь спустя три года по окончании ими курса в Академии. Общество поощрения художников пришло на помощь Брюллову, постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свой счет за границу, что и было сделано в 1822 г. По Высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова. В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Первое время своего пребывания в Италии Брюллов писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названиями "Утро" и "Полдень", и скопировал для Петербургской Академии Художеств "Афинскую школу" Рафаэля. Популярное, огромное его произведение "Последний день Помпеи" было написано в промежуток времени 1830 - 33 годов по заказу А. Демидова. В Италии эта картина произвела большое впечатление. Потом она была выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом, но все же с большим одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Брюллова большую гравюру черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834 г. и была прославлена художниками и публикой. Когда в 1836 г. Брюллов возвратился в Петербург, совершив из Италии путешествие через Грецию, Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в Академии. Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведение Брюллова, не находя в нем ни исторических, ни даже характерных черт человеческих страстей, которые соответствовали бы событию; но пора этой второй крайности тоже миновала. "Последний день Помпеи" (Музей Александра III), как и "Медный змий" Бруни составили эпоху в русской живописи. Картина Брюллова получила широкую известность благодаря большой гравюре, о которой было упомянуто выше. В Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Брюллова "Взятие Божией Матери на небо", рядом с нею "Покров Божией Матери" - Бруни и "Введение Богородицы во храм" - Басина. В Сергиевской пустыни (близ Петербурга) - "Святая Троица". Кроме того, Брюллов написал несколько образов для церкви на Аптекарском острове, "Спаситель во гробе" (в домовой церкви графа Адлерберга). Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском соборе, порученные Брюллову в 1842 г., а именно - плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочинены и нарисованы Брюлловым в виде картонов, но по болезни его были написаны Басиным. Только живопись плафона была начата Брюлловым; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь, окруженную святым Иоанном Крестителем и святым Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии. По исторической живописи Брюллов, кроме "Последнего дня Помпеи", написал еще "Смерть Инесы де Кастро" и "Осаду Пскова" (оставшуюся только начатою); обе картины находятся в Музее Александра III. Он сделал также эскиз картины "Нашествие Гензериха на Рим". Из других произведений Брюллова упомянем портреты: князя А. Голицына в рост (находится в Румянцевском Музее), Н.В. Кукольника (Третьяковская галерея), сестер Шишмаревых (Музей Александра III), автора и барона Меллер (там же) и другие. Брюллов писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом. Болезнь заставила Брюллова в 1849 г. отправиться для лечения на остров Мадеру. Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом в Италию он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852 г. умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище Монте-Тестаччио в Риме. Брюллов особенно близок был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В. Самойлову. В числе учеников Брюллова некоторые получили впоследствии известность: Федотов - жанрист-сатирик; Петровский, умерший почти в начале своего художественного поприща; Моллер - автор картин "Поцелуй" и "Проповедь Иоанна на острове Патмосе"; Михайлов ("Девушка ставит свечу перед образом"); Капков ("Вдовушка" и "Татьяна, читающая свое письмо к Онегину") и Шевченко. Брюллов имел огромное влияние на целое поколение художников. Особенно хорош он как рисовальщик, но и картины его, а особенно портреты также замечательны, несмотря на некоторую пестроту красок. О Брюллове до сих пор не было написано отдельного серьезного исследования, и только А.И. Сомов в 1876 г. издал брошюру, посвященную ему.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».