Сомов (Андрей Иванович) - любитель искусства и писатель по его части, родился в 1830 г., получил образование в Санкт-Петербургской ларинской гимназии и университете по физико-математическому факультету, в бытность гимназистом посещал классы Санкт-Петербургской рисовальной школы для приходящих, а затем учился рисованию и живописи у академика Будкина. По окончании университетского курса в 1854 г., занимался преподаванием математики в частных домах и пансионе Г. Эмме, в 1855 - 1859 гг. преподавал физику в горном институте, а в 1858 - 1859 гг. - в офицерских классах морского кадетского корпуса. В 1859 - 1862 гг. печатал в "Журнале Министерства Путей Сообщения" свой перевод с итальянского языка на русский классического сочинения Галилея "Разговоры и доказательства относительно законов движения", снабженный предисловием и примечаниями (труд, оставшийся недопечатанным). Не чувствуя, однако, особенной любви к математике и предаваясь мало-помалу влечению к искусству, он вскоре бросил карьеру педагога и стал изучать историю художеств, интерес к которой усилили в нем многократные поездки в чужие края, где он имел возможность близко знакомиться с памятниками живописи и других отраслей искусства. С 1857 г. стал помещать статьи преимущественно художественно-исторического и художественно-критического содержания в разных повременных изданиях и состоял сотрудником в "Санкт-Петербургских Ведомостях" Очкина , Корша и Баймакова . В 1859 г. выпустил в свет описание картинной галереи Императорского Эрмитажа - первое доступное для публики руководство для обзора этой галереи. С 1863 по 1886 г. служил при Императорской Академии Наук управляющим канцелярией ее конференции, переводчиком академии и помощником редактора академических "Записок". В 1871 г., за содействие к развитию в среде русских художников искусства гравирования a l'eau-forte и за издание руководства по этому предмет, был избран Академией Художеств в ее почетные вольные общники. В 1872 - 1874 гг., по поручению этой академии, приводил в порядок ее картинную галерей и составил описательный каталог этой галереи (три части, Санкт-Петербург, 1872 - 86; первая часть доставила автору Уваровскую премию), в 1870-х гг. помещал при отчетах Академии Художеств краткие биографии ее умерших членов, участвовал в нескольких комиссиях, назначавшихся при академии по разным художественным вопросам, в 1878 г. был командирован в Париж на всемирную выставку в качестве комиссара русского художественного отдела и члена международного жюри. С 1878 г. состоит действительным членом императорского общества поощрения художников и с 1880 г. бессменно заседает в комитете этого общества. В 1883 - 1890 гг. редактировал журнал "Вестник изящных искусств", издававшийся при Академии Художеств, в 1883 - 1889 гг. читал лекции истории изящных искусств на Санкт-Петербургских высших женских курсах, в 1886 г. занял должность старшего хранителя Императорского Эрмитажа по отделению картин, гравюр и оригинальных рисунков и с того времени посвящает свою деятельность главным образом содержанию в порядке, пополнению и описанию вверенных ему коллекций. С 1891 г. состоит сотрудником в издании настоящего Словаря и редактирует в нем отдел изящных искусств. Важнейшим из трудов С. должен считаться подробный трехтомный каталог картинной галереи Эрмитажа, составленный согласно всем новейшим требованиям науки, по образцу лучших каталогов западноевропейских галерей (вышел в свет 1-м изданием на русском языке в 1889 - 1895 гг., на французском в 1891 - 1895 гг.). Из статей С., появившихся в периодических изданиях, наиболее значительные: "Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве" ("Пчела", 1876; отдельная брошюра, Санкт-Петербург, 1899), "Антуан Вирц, бельгийский живописец" ("Свет", научно-художественный журнал Н. Вагнера, 1877), "Павел Андреевич Федотов" ("Пчела", 1878) и "Женщины-художницы" ("Вестник изящных искусств", т. I).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».