Булич, Сергей Константинович - языковед и музыкант-теоретик, родился в 1859 г. в Санкт-Петербурге. Научные занятия начал в Казанском университете (куда поступил в 1878 г.) под руководством профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского. В 1882 г. был оставлен при Казанском университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре сравнительного языковедения. С осени 1885 г. стал читать лекции в качестве приват-доцента в Петербургском университете. В 1887 г. был командирован за границу и занимался там (в Берлине, Лейпциге, Иене) сравнительной грамматикой индо-европ. яз., древнеиндийской, зендской и германской филологией. С начала 1891 г. стал читать в Петербургском университете обязательные курсы по кафедре сравнительного языковедения и санскрита; в том же году был приглашен на Высшие Женские Курсы для чтения лекций по русскому языку. В 1895 г. занял кафедру русского и церковно-славянского языков в историко-филологическом институте. В 1908 г. избран экстраординарным профессором Петербургского университета. В 1910 г. избран, после смерти В.А. Фаусека, директором Высших Женских Курсов, каковую должность занимает и теперь, стойко отстаивая на этом посту интересы высшей школы и женского образования. Был одним из учредителей лингвистического отделения Неофилологического общества и состоит уже пятое трехлетие его председателем по избранию. С 1910 г. состоит товарищем председателя Этнографического отделения Географического общества. В течение своей тридцатилетней ученой деятельности (первый печатный труд его появился в 1881 г. в "Р. Ф. В.") Булич выпустил ряд работ, относящихся к самым разнообразным областям языковедения. Кроме грамматических вопросов, отметим: "Окончания польского склонения имени прилагательного" (Казань, 1885); "Замечания на "Заметки по славянской грамматике" профессора Соболевского" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1895); "Slavische Miszaellen" (в "Indoherm. Forsch.", V, 1895); Булича живо интересовала лексикология русского языка, и им уже давно подбираются материалы по этимологическому словарю русского языка; интерес к этим вопросам выразился как в "Материалах для русского словаря" (1890 и 1896), так и в особенности в магистерской диссертации "Церковно-славянские элементы в современном литературном и народном русском языке" (1896). Одновременно шла разработка истории языковедения в России: кроме нескольких статей, посвященных этим вопросам ("Памяти О.Н. фон. Бётлинга" в "Известиях II Отделения", 1904; "Русский язык и сравнительное языкознание" в "Энциклопедическом словаре" Брокгауз-Ефрона под сл. Россия), сюда относится капитальный труд Булича (докторская диссертация) "Очерк истории языкознания в России", т. I (XIV в. - 1825), вышедший в 1904 г. Особенно ценны по научному своему достоинству труды Булича по физиологии звуков русского языка. Они не объединены в одно целое и рассеяны в разных статьях по журналам и энциклопедическим словарям. Отметим: "О произношении русского "л" (польское "l")" ("Р. Ф. В.", 1890); "Гласные звуки" ("Энциклопедический словарь"); "Ударение", "Дорсальные звуки", "Корональные звуки", "Нёбные звуки"; по справедливому отзыву норвежского фонетика О. Брока, три последние статьи "дают ряд ценных замечаний о природе великорусских согласных". Университетские слушатели Булича имеют возможность изучать русскую фонетику по отличным его руководствам, печатающимся на правах рукописи ("Лекции по сравнительно-исторической фонетике старославянского и русского языков"), Трудами Булича положено начало изучению экспериментальной фонетики в Петербургском университете; под его руководством образовался безвременно скончавшийся Н.С. Усов , которому Булич посвятил прочувственную статью в "Известиях II Отделения" 1900. Кроме лингвистических вопросов, Булич почти с самого начала своей деятельности интересовался теорией музыки и историей русской музыки. Отметим обширную его рецензию на книгу R. Westphal, "Allgemeine Theorie der musik. Rhytmik" ("Р. Ф. В.", 1884). В 1900 г. Булич выпустил ценный труд "Пушкин и русская музыка", а также этюд о Н.А. Титове , "дедушке русского романса"; в 1901 г. - этюд об А.Е. Варламове ("Русская музыкальная газета"); в 1902 г. - рецензию на книгу В.И. Петра , "О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке" ("Журнал Министерства Народного Просвещения"); в 1908 г. - рецензию на книгу В. Чешихина , "История русской оперы" (там же); в 1911 г. появился этюд Булича "А.С. Грибоедов - музыкант" (в 7-м выпуске "Академической Библиотеки Русских Писателей", СПб., 1911). Весьма ценна работа Булича в области музыкальной этнографии: "Несколько финно-славянских музыкально-этнографических параллелей" (сборник в честь семидесятилетия Г.Н. Потанина , 1909). Ему же принадлежат многие статьи в "Энциклопедическом Словаре" Брокгауз-Ефрона в 1-м и настоящем издании. В периодических изданиях появились: "Музыка и освободительные идеи" ("Вестник Европы", 1909, III), "К вопросу о новонайденных памятниках древнегреческой музыки" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894); "Дельфийские музыкальные находки" (там же); "М.И. Глинка" (газета "Русь", 1904); "М.А. Балакирев, некролог" ("Вестник Европы", 1910, V). А. Ш.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».