Крушевский Николай Вячеславович - выдающийся лингвист (1851 - 1887). Окончил филологический факультет Варшавского университета. Был профессором Казанского университета. Первые научные его работы: "Заговоры как вид русской народной поэзии" ("Известия Варшавского Императорского университета", 1876, № 3, и отдельно); "Наблюдения над некоторыми фонетическими явлениями, связанными с акцентуацией" (Казань, 1879), и статья "Об аналогии и народной этимологии" ("Русский Филологический Вестник", 1879, т. II), с "Дополнительной заметкой" к ней (там же), представляющая ряд новых и ценных мыслей по этому тогда еще совсем почти нетронутому вопросу. В 1880 г. появились его "Лингвистические заметки" ("Русский Филологический Вестник", т. IV), в 1881 г. - его магистерская диссертация: "К вопросу о гуне" ("Русский Филологический Вестник", т. V), в которой особенно важно общее теоретическое введение, заключающее немало блестящих замечаний по методологии фонетики. Это введение, переработанное и изданное на немецком языке. ("Ueber die Lautabwechslung", Казань, 1881), встретило очень сочувственную оценку со стороны западноевропейских ученых. В 1883 г. появилась докторская диссертация Крушевского: "Очерк науки о языке" (Казань, 1883). Формулируя здесь основные законы и факторы развития языка, автор обнаруживает выдающийся философский ум, глубокий и проницательный взгляд настоящего ученого. Лучшие части книги посвящены анализу звукового и морфологического состава языка. Немецкая переработка "Очерка", сделанная самим Крушевским, была напечатана им в "Internationale Zeitschrift fur allgemeine Sprachforschung" Техмера, под заглавием "Principien der Sprachentwickelung". По смерти Крушевского изданы были его курсы (под редакцией профессора В.А. Богородицкого ): "Французская грамматика" ("Русский филологический Вестник", 1891, и отдельно отт.) и "Важнейшие данные фонетики романских языков" ("Ученые записки Казанского университета", 1894 и отд. отт.). По своему научному направлению Крушевский был очень близок к так называемым "младограмматикам". - Ср. Бодуэн де Куртенэ в "Prace filologiczne" (т. II, 837, и III, 116); Л. К(олмачевский) , в "Русском Филологическом Вестнике", 1888, т. XIX; поправка к этой статье Бодуэна де Куртенэ (там же, т. XX). Критика некоторых научных взглядов Крушевского - в исследовании Бодуэна де Куртенэ: "Proba teorji alternacyj fonetycznych" (Краков, 1894). С. Булич.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».