Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. в Новороссийском университете, а с 1886 г. - в Московском университете. Философские взгляды Грота слагались постепенно, и в его многочисленных статьях можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение. В своем первом труде (Киев, 1877), посвященном разбору "Философских этюдов" профессора Козлова, Грот стоит всецело на позитивистической точке зрения. После небольшого исследования: "Сновидения как предмет научного анализа" (Киев, 1878), Грот посвятил целый ряд работ психологии чувствований; самая значительная из них - "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (Санкт-Петербург, 1879 - 80; магистерская диссертация). Основным фактом душевной жизни Грота считает так называемый психический оборот, который слагается из четырех моментов: момент объективной восприимчивости, момент субъективной восприимчивости, момент субъективно-деятельный и момент объективно-деятельный. Чувствования представляются продуктом субъективной оценки ощущений и соответствуют второму моменту этого оборота. Те же психологические взгляды Грот положил в основу своей попытки реформировать логику в сочинении "К вопросу о реформе логики, опыт новой теории умственных процессов". (Лейпциг, 1882, докторская диссертация). Логика должна быть строго теоретической наукой о познании. В этом смысле он отличается от теории искусства познания. Умственные процессы, составляя специальный вид психических оборотов, сводятся к пяти первоначальным видам движения: ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция и дифференциация. Вместе с тем Грот начинает понемногу приходить к положительным взглядам на философию, которые выразились в следующих работах Грота: "Дж. Бруно и пантеизм" (Одесса, 1885); "Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно" (там же, 1885); "Значение чувства в познании и деятельности человека" (Москва, 1889). Чувства перерабатываются в понятия, а это и составляет сущность философского познания. Философия не сливается ни с искусством, как ранее думал Грот ("Отношение философии к науке и искусству", Киев, 1883), ни с наукой; она - синтез всех данных человеческого сознания. Научным элементом в философии является метафизика. Стараясь перевести в понятия схваченные чувством высшие идеалы и цели, метафизика составляет общую основу и общий метод философии. Метафизика есть наука, которая стремится умозрительно определить абсолютно достоверные и обязательные - не только для нашего ума, но и для объективной деятельности качественные отношения явлений опыта, внутреннего и внешнего ("Что такое метафизика?" в "Вопросах философии", 1890, кн. 2). Таким образом Грот пришел к признанию за метафизикой научного значения. Критерием истинного познания должен быть закон однообразия природы, который выводится исключительно из анализа наших собственных состояний ("К вопросу о критериях истины", "Русское Богатство", 1883, 4 - 6). Совершенно новой форме дуализма, которую можно назвать монодуализмом, учит Грота в "О душе в связи с современным учением о силе" (Одесса, 1886). Убеждение старой психологии в познаваемости духовной субстанции, ее основных сил и свойств вполне правильно. Ошибка метафизической психологии - только в том предположении, будто духовную субстанцию можно познать a priori. Опытная психология должна вести к познанию самого существа, духовных сил ("Жизненные задачи психологии", в "Вопросах философии", 1890, кн. 4). Точка зрения монодуализма применяется Гротом и к вопросу о свободе воли ("Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности", М., 1889); "La causalite et la conservation de l'energie dans le domaine de l'activite psychique" в "Compte rendu du Congres international de psychologie physiologique", premiere session, П., 1890). Тут ясно сказывается на Гроте влияние Шопенгауэра, которому посвящена особая статья: "О значении философии Шопенгауэра" ("Труды московского психологического общества", вып. I, М., 1888). Считая этические вопросы особенно близкими уму и сердцу русского человека и ожидая от русской философии нового слова, именно в области этики, Грот сосредоточил в последнее время свои интересы на вопросах нравственности, которым посвятил несколько статей в московском философском журнале 1892 г. Настоящее благо личности - в ее отречении от своей животной обособленности, в сознании себя звеном и воплощением общего, целого, вечного. В осуществлении этого сознания и лежит то счастье и блаженство, которое составляет истинное основание нравственного поведения человека, а стало быть, и его нравственного долга. Перечень других работ Грота и разборов его сочинений см. в очерке Колубовского (прил. к перев. "Истории новой философии" Ибервег-Гейнце). Благодаря энергичной деятельности Грота, московское психологическое общество оживилось, и заседания его стали привлекать многочисленную публику. Общество стало издавать "Труды", а с 1889 г. под редакцией Грота стали выходить "Вопросы философии и психологии". В них он поместил свои работы о времени. Брат Константин Я. Грот издал сборник статей покойного: "Философия и ее общие задачи" (Санкт-Петербург, 1909) и книгу "Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей" (Санкт-Петербург, 1911).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».