Козлов Алексей Александрович - философ (1831 - 1900). Окончил курс в Московском университете. Первоначально примкнул к материалистическому направлению, но вскоре знакомство с сочинениями Конта, а отчасти и Канта привело Козлова к позитивизму, с точки зрения которого он подверг разбору "Исторические письма" Миртова-Лаврова ("Знание", 1871, 3). Затем, под влиянием Шопенгауэра и Гартмана (его "Философию бессознательного" Козлов изложил под заглавием: "Сущность мирового процесса", Москва, 1873 - 1876), а также более близкого знакомства с Кантом, Козлов обнаруживает заметное тяготение к метафизике и, в частности, к шопенгауэровской философии воли ("Владимир Соловьев, как философ", "Знание", 1875, 1 - 2). В 1876 году начинается профессорская деятельность Козлова в Киевском университете, конец которой был положен тяжкой болезнью в 1887 году. Несмотря на явное предпочтение философии Шопенгауэра ("Два основных положения философии Шопенгауера", "Киевские Университетские Известия", 1877, 1), Козлов чувствует некоторую неудовлетворенность метафизикой воли ("Философские этюды", часть I, СПб., 1876) и пытается отыскать новые основы для своего мировоззрения у Дюринга ("Философия действительности", Киев, 1878). Остановившись на философии Платона ("Философские этюды", часть II, Киев, 1880), Козлов порывает с философией Шопенгауэра и обращается к другим представителям новой философии, начиная с Декарта ("Генезис теории, пространства и времени Канта", Киев, 1884). Затем Козлова особенно привлекают Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гербарт и новейшие приверженцы философии Лейбница (Лоце и особенно Тейхмюллер). В окончательной форме свои философские воззрения, в основных чертах сильно напоминающий Тейхмюллера, Козлов изложил в периодически выходившем сборнике "Свое Слово" (№ 1 - 3, Киев, 1888 - 1890; № 4, СПб., 1892). В 1886 году Козлов начал издавать первый русский философский журнал "Философский трехмесячник", целиком состоявший из статей самого редактора. Свое философское миросозерцание Козлов называет панпсихизмом. Краеугольным понятием в нем является понятие бытия. Оно не образуется путем отвлечения; источником его служит первоначальное сознание. Будучи простым и непосредственным, это сознание представляет три области: сознание о содержании, сознание о форме и сознание о нашей субстанции. Все они дают материал для образования понятия бытия, но самое это понятие составляет особую группу сознания, а именно о формах или способах отношения между элементами первоначального сознания. Таким образом, понятие бытия имеет своим содержанием знание о нашей субстанции, ее деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу. Все познание опирается, в конце концов, на познание "я". Мы переносим эти понятия на другие субстанции. В мысли о бытии и сущности действительного мира надо совершенно устранить время и не вводить его в наше понятие мира. Время, помимо акта мысли и представления субстанций, не имеет никакого смысла и полагается только ими. За идеею пространства Козлов также отрицает всякую реальность. Образование этой идеи не может быть объяснено при помощи ассоциации, так как это объяснение попадает в ложный круг. Развитие идеи пространства проходит через стадии субъективного, объективного и геометрического пространства. В этом процессе главную роль играет наша мыслящая деятельность, так что основные свойства, мыслимые нами в идее пространства, суть на самом деле признаки не пространства, которое само по себе не имеет никакой реальности, а нашей мыслящей деятельности, которая по поводу ощущений созидает эту идею. Если же пространство и время не существуют сами по себе, то не существует в действительности и все находящееся в пространстве и времени. Существует только духовный мир, т.е. духовные субстанции с их деятельностями и отношениями, а наши тела и весь материальный мир суть только значки этих духовных субстанций, их деятельностей и отношений. Наука одна, и высшей, истинной ее формой является философия; существующее разделение одной науки на многие условно и основано на частной точке зрения, имеющей в виду удобства изучения. - См. Аскольдов , "Козлов" (Москва, 1912).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».