Каблиц (Иосиф Иванович) - публицист, более известный под псевдонимом Юзов, родился в 1848 г., происходил из дворян Ковенской губернии, по вероисповеданию лютеранин, получил образование в киевской гимназии и в Киевском университете, где, однако, не окончил курса. Увлеченный студенческими волнениями конца шестидесятых и начала семидесятых годов, он сделался одним из самых убежденных представителей народничества, как особого общественно-политического направления, одинаково враждебного либерализму и бюрократии. Свои молодые годы он провел в самоотверженных попытках осуществить свои идеалы в жизни; он участвовал в "хождении в народ", скитался по разным местам России в качестве простого сельского работника, и должен был в течение нескольких лет скрываться под разными именами, подвергаясь всевозможным приключениям и опасностям. Выступив в литературе в конце 70-х годов под псевдонимом Юзов, он обратил на себя внимание своей настойчивой проповедью народнических идей в газете "Неделя"; наибольший успех имела его статья об "Уме и чувстве, как факторах прогресса", где он впервые пытался теоретически обосновать принципы народничества. В 1881 г. он издал отдельной книгой свои этюды о "Русских диссидентах" (раскольниках), напечатанные раньше в "Слове" и в других журналах. В этой небольшой книге, богатой фактическими сведениями, он проводит ту мысль, что между народом и государственной властью существовал антагонизм, который и выразился в расколе, и что до сих пор еще значительная часть населения упорно отвергает начала, положенные в основу современного общественного строя. Раскол является, по его мнению, "протестом русского народа против татарско-немецких нововведений, не соответствовавших ни характеру, ни благу народа". В 1882 г. вышла его книга об "Основах народничества", составившаяся из переработанных им публицистических, философско-критических и полемических статей, помещенных в "Неделе". В этом сочинении Каблиц восстает главным образом против предполагаемых притязаний интеллигенции "мудрить над народом", навязывать ему новые формы быта независимо от желаний и мнений народной массы. Элемент чувства играет более важную роль в народной жизни и истории, чем знание и понимание; в области чувства простой народ сильнее и богаче интеллигенции, так как в нем крепко держатся инстинктивные влечения к правде и справедливости; поэтому - заключает Каблиц - образованные классы не должны претендовать на руководительство народной жизнью. После издания этой книги Каблиц получил возможность принять свое настоящее имя: его прежние политические увлечения были забыты ввиду его спокойной и безобидной литературной деятельности, не представлявшей ничего предосудительного с официальной точки зрения. В 1885 году он выпустил новую книжку под заглавием: "Интеллигенция и народ в общественной жизни России"; позднее он переработал и значительно дополнил эту книгу в виде второй части "Основ народничества" (1893), после того как первое сочинение под этим заглавием дождалось второго издания (1888). В последние годы своей жизни Каблиц состоял на службе, по ведомству государственного контроля; он умер 4 августа 1893 г.
Труды Каблица грешат отчасти отсутствием системы, односторонностью некоторых взглядов и выводов, избытком полемики, направленной по неверному адресу, но зато проникнуты замечательной горячностью и убежденностью тона. Каблиц олицетворял собой интересный тип "народника" семидесятых годов, и литературная деятельность его представляет любопытный материал для характеристики умственного движения целой эпохи, недостаточно еще освещенной в нашей печати. По своему темпераменту, по складу ума и характера, Каблиц был прежде всего человек борьбы, и таким он оставался и в литературе. В первом трактате о народничестве нападки на мнимых врагов народа занимают еще сравнительно мало места; полемика становится резче в книжке "Интеллигенция и народ", еще более усиливается во втором издании "Основ" и доходит почти до болезненной страстности в последнем труде его - второй части "Основ". По мере того как отодвигается в прошлое период юношеских надежд и порывов, все сильнее выступает потребность заменить чем-нибудь былые увлечения и создать себе хотя бы иллюзию борьбы во имя прежних идеалов. Каковы бы ни были недостатки рассуждений Каблица, нельзя, однако, не признать, что он создал особую доктрину народничества (см.) и из стихийного тяготения к народной массе вывел общие принципы, которые разрабатывал и защищал до конца своей жизни. Л. Слонимский.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».