Котляревский, Нестор Александрович - историк литературы, сын Александра Александровича Котляревского. Родился 21 января 1863 года; обучался в Коллегии Павла Галагана (в Киеве) и в Московском университете (о студенческих годах Котляревского см. его воспоминания о В.П. Преображенском в "Старинных портретах"). Получил степень магистра всеобщей литературы за диссертацию: "Мировая скорбь". Преподавал в Императорском Александровском лицее, на высших женских (Бестужевских) курсах, историко-филологических курсах Раева, в военно-юридической академии. В 1906 году избран почетным академиком по разряду изящной словесности, а в 1909 году - ординарным академиком по отделению русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Состоит начальником репертуара русской драмы Императорских театров, членом редакции "Вестника Европы", принимает участие в делах Литературного фонда. В брошюре: "Очерки новейшей русской литературы. I. Поэзия гнева и скорби" (Москва, 1890) Котляревский охарактеризовал творчество С.Я. Надсона. В 1891 году вышла книга Котляревского: "Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения" (Санкт-Петербург, 1891); опираясь на накопившиеся к тому времени биографические материалы, автор дает общую характеристику личности поэта и излагает развитие его поэтического творчества (четвертое, дополненное издание вышло в 1912 году). В следующей своей книге: "Мировая скорбь в конце XVIII и в начале XIX века" (Санкт-Петербург, 1914) Котляревский, не углубляясь в детальные изыскания, дает общую, широкую характеристику "сентиментальной проповеди", "бури и натиска в мечтах", "мировой скорби, как вывода из пережитого", "демонических натур" и мотивов "примирения", поскольку все это отразилось в западных литературах на грани двух веков. В юбилейном для Белинского 1898-м году Котляревский редактировал "Избранные сочинения В.Г. Белинского" в издании О.Н. Поповой (2-е издание, 1907); кроме обширной вступительной статьи о Белинском, издание снабжено конспектами-обзорами и указателями, предметным и именным, благодаря ему оно весьма удобно для справок и школьного обихода. Работа Котляревского о творчестве Гоголя, напечатанная сначала в журнале "Мир Божий", вышла потом отдельным изданием (Санкт-Петербург, 1903; 4-е дополненное издание, Петроград, 1915). Задачей автора было "восстановить с возможной полнотой историю загадочной души художника и исследовать более подробно ту связь, которая объединяет творчество Гоголя с творчеством предшествовавших и современных ему писателей". Гоголь оценивается в связи с общим ходом русской литературы и критики, что и составляет главную ценность книги Котляревского. Появившиеся в разных журналах девятисотых годов статьи Котляревского о других писателях собраны им в книге: "Старинные портреты" (Санкт-Петербург, 1907); здесь даны характеристики Баратынского, Веневитинова, князя В.Ф. Одоевского, Белинского, Тургенева, графа А.К. Толстого; в приложении - воспоминания о В.П. Преображенском, упомянутые выше. В 1907 году вышла написанная отчасти по неизданным материалам Государственного архива книга Котляревского "Декабристы князь А.И. Одоевский и А.А. Бестужев-Марлинский", в 1908 году - тесно связанная с предыдущей книга о К.Ф. Рылееве. К тому же кругу литературных явлений относится книга Котляревского о "Литературных направлениях Александровской эпохи" (Санкт-Петербург, 1907, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1913). Не переизданными остались статьи о литературной деятельности В.К. Кюхельбекера ("Русское Богатство", 1901, № 3 и 4), непосредственно примыкающие к работам о декабристах. В издании сочинения Пушкина, под редакцией С.А. Венгерова, Котляревскому принадлежат статьи о "Братьях-разбойниках" и о "Каменном Госте". Все перечисленные работы по русской литературе, в своей совокупности, составляют обширный обзор лирики, эпоса, драмы и критики Александровского и Николаевского времени. С 1910 по 1914 год в "Вестнике Европы" печатался обширный труд Котляревского: "Очерки из истории общественного настроения в России в шестидесятых годах прошлого века", заключающий в себе характеристику Чернышевского, Добролюбова и других публицистов того времени, в связи с художественной литературой и общественностью.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».