Кирпичников (Александр Иванович) - талантливый историк всеобщей литературы. Родился в 1845 г. в Мценске, в купеческой семье; учился в первой московской гимназии и в Московском университете. Будучи преподавателем русского языка в 1 и 5 московских гимназиях, он составил, вместе с Ф. Гиляровым , "Этимологию русского языка" (Москва, 1869), быстро вошедшую в употребление и выдержавшую около 30 изданий. Отдельно составил "Синтаксис русского языка" (более 20 изданий). В 1871 г. Кирпичников отправился за границу, где слушал лекции в Берлине и Вене. В 1873 г. защитил в Москве магистерскую диссертацию: "Поэмы ломбардского цикла" и начал читать лекции всеобщей литературы в Харьковском университете, в качестве приват-доцента. В 1879 г. Кирпичников защитил в Санкт-Петербурге докторскую диссертацию "Святой Георгий и Егорий Храбрый", и тогда же был избран экстраординарным профессором всеобщей литературы в Харьковском университете, а в 1885 г. перешел ординарным профессором в Одессу. Здесь Кирпичников читал и читает разнообразные общие и специальные курсы по истории западноевропейских литератур; неоднократно читал и публичные лекции и заслужил репутацию блестящего лектора. Кроме значительного числа журнальных статей и заметок, Кирпичников издал отдельно: "Очерки из истории средневековой литературы" (Москва, 1869); "Кудруна, национальная поэма немцев" (Харьков, 1874); "Греческий роман в новой литературе" (Харьков, 1876); "Диккенс, как педагог" (актовая речь, Харьков, 1881); "Очерк истории книги" (публичные лекции, Одесса, 1888); "Пушкин, как европейский поэт" (Одесса, 1887) и другие. В "Истории всеобщей литературы" В.Ф. Корша Кирпичникову принадлежат XI - XIV выпуск; по смерти Корша редакция этого издания перешла к Кирпичникову, и он довел его до конца. Под редакцией и с предисловиями Кирпичникова переведены "Похвала глупости" Эразма Роттердамского (Москва, 1884) и "Вольтер" Морлея (Москва, 1888). В 1894 г. Кирпичников избран членом-корреспондентом Академии Наук. Кирпичников - один из наиболее живых и деятельных представителей нашей университетской науки. Превосходный и выдающийся специалист, он вместе с тем отзывается на умственные запросы времени и пишет очень легко и интересно. Человек вполне независимого образа мысли, он никогда не выступает в защиту той или другой литературной "партии", но в основе его трудов общего содержания всегда лежит стремление к правде и истинной гуманности. С. Венгеров.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».