Мартос, Иван Петрович - русский скульптор (1754 - 1835). Окончил курс в Академии Художеств с малой золотой медалью и отправлен в Италию. В Риме занимался в мастерской Торвальдсена и рисовал с натуры, в мастерской П. Баттони, и с антиков, под руководством Р. Менгса. Был профессором, потом ректором Академии Художеств. Павел I, Александр I и Николай I поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Простота и благородство стиля, мастерская композиция (особенно в многосложных барельефах), правильность рисунка, отличная лепка, искусная укладка драпировки - составляют отличительные черты классицистического по существу, но менее холодно-отвлеченного, чем произведения Торвальдсена и Кановы, искусства Мартоса. Особенно хороши его нежно-грустные надгробные скульптуры. В ряду его работ главные: колоссальная бронзовая статуя Иоанна крестителя, украшающая портик Казанского собора; большой барельеф: "Моисей источает воду из камня", в аттике одного из проездов колоннады этого храма; памятники императору Павлу I, великим княгиням Александре и Елене Павловнам, в дворцовом парке Павловска; монумент Минину и Пожарскому, в Москве (1804 - 18); колоссальная бронзовая статуя Екатерины II, в зале московского дворянского собрания; бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала; памятники императору Александру I в Таганроге, герцогу Ришельё в Одессе, князю Потемкину в Херсоне, Ломоносову в Архангельске; надгробные памятники Турчанинову, княгине Гагариной и княгине Куракиной в Александро-Невской лавре, княгине Волконской и Собакиной - в Московском Донском монастыре, декоративная статуя "Актеон" (несколько реплик). Скульптуры Мартоса гравированы Афанасьевым . - Ср. Н. Врангель "История скульптуры" (V том "Истории русского искусства" И. Грабаря; там же литература и список работ Мартоса).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».