Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Россия, разд. Театр


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Россия, разд. Статистика

Россия, разд. Технологическая наука

Россия, разд. Социология

Россия, разд. Торговое право и судопроизводство

Россия, разд. Современный литературный язык

Россия, разд. Торговое право и торговое судопроизводство

Россия, разд. Современное состояние войск

Россия, разд. Уголовное право

Россия, разд. Современное русское гражданское право

Россия, разд. Уголовный процесс

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Русский театр - явление сравнительно новое: официально его существование признано лишь указом Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г. Его начало следует, однако, отнести к царствованию Алексея Михайловича , а именно к 1672 г. (17 октября), когда Иоганн Готфрид Грегори впервые показал царю и боярам "Комедию об Эсфири" или так называемое "Артаксерксово действо". Господствующую роль в истории русского театра постоянно играли Императорские театры, в Санкт-Петербурге и в Москве. С упразднением театральной монополии (1882) значение Императорских театров не пало, т. к. обладая обширными средствами и не имея необходимости в материальном успехе, они могут привлечь к себе лучшие артистические силы и лучшие из появляющихся пьес. В настоящее время Императорские театры находятся в ведомстве Министерства двора и подчинены директору Императорских театров, при котором состоят чиновники особых поручений. Инспекторская и хозяйственная часть и всё делопроизводство сосредоточено в санкт-петербургских и московских конторах Императорских театров, которые состоят в заведовании управляющих конторами, непосредственно подчиненных директору театров; на управляющего московской конторой возложено также ближайшее руководство репертуарной частью московских театров, под высшим наблюдением директора. Каждая контора состоит из отделений распорядительного, хозяйственного, счетного и монтировочного. В ведении контор находятся все театральные здания, состоящие в ближайшем заведовании полицеймейстеров театров, а также врачебная часть - штатные врачи при приемных покоях, для приходящих больных, и дежурные врачи (по 4 в каждом театре), и в Петербурге, сверх того, экипажное заведение для развозки воспитанников театрального училища, артистов и монтировочного инвентаря. Во главе каждой труппы стоит главный режиссер, и при нем режиссер с помощниками; число трупп - 7 (в Петербурге - русская драматическая, оперная, балетная и французская драматическая; в Москве - русская драматическая, оперная и балетная). Персонал оркестровых музыкантов находится в ведении заведующих оркестрами (по одному в Петербурге и Москве); заведование собственно артистической частью каждого оркестра поручено капельмейстерам; число оркестров Императорских театров - 5 (3 в Петербурге и 2 в Москве). При оркестровом управлении состоит главная музыкальная библиотека. Императорских театров в Петербурге 3: Мариинский (открытый в 1860 г., вмещает 1625 человек; опера и балет), Александринский (открытый в 1832 г., 1790 человек; русская драма), и Михайловский (открытый в 1833 г., 1151 человек; русская и французская драма); в Москве также 3 - Большой (в настоящем виде открытый в 1856 г., 1740 человек; опера и балет), Малый (принадлежащий казне с 1824 г., 1000 человек; русская драма) и снятый в аренду с конца 1898 г. бывший Шелапутинский театр, получивший название Нового (опера и драма). Звание артистов Императорских театров имеют: актеры, управляющие труппами, режиссеры, капельмейстеры, балетмейстеры, дирижеры оркестров, танцовщики, музыканты, декораторы, машинисты, инспекторы освещения и их помощники, живописцы, главный костюмер, суфлеры, гардеробмейстеры, фехтмейстеры, театрмейстеры, скульпторы, надзиратель нотной конторы, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры; все эти лица считаются состоящими на государственной службе и разделяются на три разряда, смотря по талантам и занимаемым ими амплуа и должностям. Артисты первого и второго разряда Императорских театров (если они русские подданные), а равно и воспитанники театрального училища, не имеющие по происхождению права на вступление в гражданскую службу, получают, за выслугу при театрах 15 лет, права канцелярских служителей третьего разряда; если они, оставляя театр, в гражданскую службу не определятся, то причисляются к художникам, не имеющим чинов; дети артистов пользуются правами своих отцов. Артисты третьего разряда по окончании службы именуются отставными артистами Императорских театров третьего разряда. Чиновники, желающие поступить в актеры, определяются не иначе как с лишением чинов; по увольнении их вовсе из актерского звания, им возвращаются прежние чины, но без всякого старшинства за службу их актерами (приложение к статье 32 устава о службе по определению от правительства, Свод Законов, том III, издание 1896 г.). В Петербургских труппах в сезоне 1897 - 98 г. состояло: в русской драматической труппе артисток 52, артистов 50; в оперной труппе артисток 21, артистов 27, хористок 59, хористов 67; в балете артисток 136, артистов 81; во французской драме артисток 17 и артистов 21; оркестр оперы и балета состоял из 125 музыкантов, в оркестрах Александринского и Михайловского театров было по 42 музыканта. В Москве: в драматической труппе артисток 66, артистов 50; в опере артисток 23, артистов 26, хористок 60, хористов 57; в балете артисток 128, артистов 84; в оркестре оперы и балета 123 музыканта, в оркестре Малого театра - 33 музыканта. При дирекции Императорских театров состоит театрально-литературный комитет: он имеет целью обсуждение и оценку в литературном и сценическом отношениях всех дозволенных цензурой драматических произведений на русском языке, представляемых авторами для постановки на сцене Императорских театров. Комитет состоит из отделений петербургского и московского; в каждом отделении по четыре лица, приглашаемых на 4 года директором театров, с разрешения министра; они избирают из своей среды председателя. В 1897 - 98 г. рассмотрены были комитетом 114 пьес (65 в Санкт-Петербурге и 49 в Москве) и одобрены к представлению 39 (32 в Санкт-Петербурге и 7 в Москве). Сам выбор пьес для репертуара принадлежит директору Императорских театров. Всего в сезоне 1897 - 98 г. было исполнено пьес в Санкт-Петербурге: русских и драматических произведений 84 (46 больших и 38 небольших), из них 25 новых; опер - 28, балетов - 15; французских драматических произведений 60, из них новых 28. В Москве исполнено: драматических произведений 87 (48 больших и 39 небольших), из них 19 новых; опер 23, балетов 16. В Санкт-Петербурге дано спектаклей в сезоне 1897 - 98 г.: русских драматических 239, русских оперных 141, балетных 48, французских драматических 146; они дали валового сбора 1 029 691 рублей (русская драма 296 тысяч рублей, опера 435 тысяч рублей, балет 121 тысячу рублей, французская драма 177 тысяч рублей). В Москве дано спектаклей: драматических 207, оперных 112, балетных 48, смешанных (опера и балет) 3; они дали валового сбора 529 264 рублей (драма 222 тысячи рублей, опера 237 тысяч рублей, балет 64 тысячи рублей). За представление оригинальной пьесы на Императорских театрах автор получает, в виде поспектакльной платы, процентное вознаграждение с валового сбора от 2 до 10% (за оперу - от 3 до 10%), смотря по количеству актов; за переводные пьесы оплачивается не более 1% за каждый акт. Взамен поспектакльной платы, по соглашению с автором, ему может быть назначено единовременное вознаграждение. Право на получение поспектакльной платы принадлежит по смерти автора его наследникам не далее 50 лет. При Императорских театрах в Петербурге и Москве находятся Императорские Театральные училища, состоящие из балетного отделения для мальчиков и девочек (интернов и приходящих), с пятилетним курсом, и драматических трехлетних курсов для приходящих молодых людей обоего пола. В балетном отделении, кроме специальных предметов, изучаются также и общеобразовательные, в объеме начальных училищ. В Петербургском училище в 1897 - 98 г. было в балетном отделении 136 учащихся (69 учениц и 67 учеников), из которых окончило курсы 17 (9 учениц и 8 учеников); на драматических курсах - 34 учащихся (19 учениц и 15 учеников), окончило курс 8 (4 ученицы и 4 ученика). В Московском училище в балетном отделении было 72 учащихся (43 ученицы и 29 учеников), окончило курс 15 (7 учениц и 8 учеников); на драматических курсах 31 учащийся (14 учениц и 17 учеников), окончило курс 10 (5 учеников и 5 учениц). За два последних десятилетия замечается довольно быстрый рост частных театров. Лучше всех обставлены частные театры в столицах, а затем в крупных провинциальных центрах - Варшаве, Одессе, Киеве, Харькове, Тифлисе, Ростове-на-Дону, Казани и других. Во многих губернских городах до сих пор нет постоянных театров. Главнейший недостаток провинциальных театров - отсутствие постоянных трупп: большинство трупп и в настоящее время являются кочующими. Быстрый рост театрального дела в России констатирован был на происходившим, весной 1898 г., в Москве, Первом Всероссийском съезде сценических деятелей, обнаружившем и многие недочеты театрального дела в провинции. Некоторые театры пользуются поддержкой со стороны правительства (в Варшаве, Тифлисе и других) и со стороны городских общественных управлений, к ведомству которых, по Городовому положению, отнесено и попечение об устройстве театров. Народный театр впервые был устроен в Москве в 1872 г. во время Политехнической выставки. В последние годы вновь поднят вопрос о необходимости устройства народных театров; несколько таких театров для рабочих существует в Санкт-Петербурге, благодаря поддержке некоторых фабрикантов, а с 1898 г., - и Попечительства о народной трезвости. Общее число народных театров в России незначительно. Всего увеселительных заведений числится в России 2134, в том числе клубов 768, военных и морских собраний 272, собственно театров 216, концертных залов 42, цирков 32, обществ драматических, литературных, разных видов спорта и других 612, садов с платой за вход 192. Первое место по числу увеселений между губерниями принадлежит Лифляндской (198 увеселительных мест), затем следуют губернии Санкт-Петербургская (154), Курляндская (125), Херсонская (81), Остляндская (61), Киевская (54), Таврическая (53) и другие. Собственно театров имеется в Европейской России 189, на Кавказе 15, в Сибири 9, в среднеазиатских владениях 3. Театральные представления могут быть даваемы лишь с разрешения полиции, которой принадлежит и цензура театральных афиш; с ее же разрешения назначается плата за вход. Исключительное право на печатание афиш о спектаклях и т. п. в столицах принадлежит дирекции Императорских театров. Публичные маскарады и зрелища (кроме драматических представлений на иностранных языках) запрещаются 23, 24, 25 декабря, накануне двунадесятых праздников и дня усекновения главы Иоанна Предтечи, в течение всего Великого поста, в первые дни недели святой Пасхи, в Успенский пост, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в день Воздвижения Креста Господня; впрочем, в некоторых городах (например, в Санкт-Петербурге) в последнее время давались разрешения на русские спектакли и в Великом посту. С публичных зрелищ и увеселений существует уже с 1763 г. особый сбор в пользу Ведомства учреждений Императрицы Марии , урегулированный законом 1892 г. По этому закону сбор производится по всей империи, за исключением губерний Царства Польского и великого княжества Финляндского, и уплачивается посредством наклейки на входных билетах особых марок 2 - 10-копеечного достоинства. Сбор взимается в размере 2 - 50 копеек с каждого билета. В Императорских театрах взимание сбора производится дирекцией, причем на билетах означается об уплате дополнительного сбора. Наблюдение за наклейкой и погашением марок и возбуждение уголовного преследования против лиц, виновных в нарушении существующих по этому предмету правил, возложено на чинов полиции. Цензура драматических произведений производится состоящими для того при Главном управлении по делам печати особыми цензорами; для представлений на сценах в Северо- и Юго-Западном крае сочинений не на русском языке требуется, кроме того, разрешение генерал-губернатора, а на представление драматических вообще сочинений на театрах Кавказского края - дозволение главноначальствующего гражданской частью на Кавказе. В губерниях Царства Польского разрешение представлений не на русском языке возлагается на Варшавский цензурный комитет. Разрешенная к представлению пьеса вносится в алфавитный реестр, заведенный в канцелярии Главного управления по делам печати; печатные алфавитные списки пьесам, дозволенным к представлению безусловно, без всяких изменений и пропусков, высылаются, по распоряжению главного управления, через посредство губернаторов, всем содержателям театров; эти списки пополняются ежегодно, по возможности - еще чаще, и служат исключительным руководством при постановке пьесы на театре, а равно и разрешения печатания афиш. Запрещенным пьесам ведется в канцелярии главного управления особый реестр, который сообщается для сведения губернаторам. На сценах народных театров или театров, посещаемых, вследствие низкой платы за места, преимущественно простолюдинами, могут быть исполняемы только те из разрешенных драматической цензурой пьес, которые будут для того одобрены Главным управлением по делам печати, по особым ходатайствам содержателей театров или авторов и переводчиков. Для постановки на сцену драматического или музыкального произведения требуется разрешение автора; представление без такого разрешения карается по статье 1684 Уложения. Для охраны прав авторов существует в Москве Общество русских драматических писателей и оперных композиторов: оно разрешает к постановке пьесы лиц, состоящих членами Общества, взимая за это с содержателей частных театров плату по количеству актов, в размере, определяемом комитетом общества; для наблюдения за репертуаром провинциальных театров общество назначает в разных городах своих агентов. Для защиты интересов русских театральных деятелей служит "Русское театральное общество"; оно имеет целью содействие всестороннему развитию театрального дела в России, для чего берет на себя посредничество по спросу и предложению театрально-артистического труда, полномочие на защиту авторских прав, выдачу ссуд и пособий, содействие устройству частных сцен; при Обществе состоят справочные бюро в Санкт-Петербурге и Москве и убежище для престарелых артистов в Санкт-Петербурге. О развитии драматического искусства в России см. "Русская литература и Музыка", а также "Русская драма и Театр". Статистические сведения об Императорских театрах в Санкт-Петербурге и Москве дает издаваемый с 1890 года дирекцией Императорских театров "Ежегодник". Ф. Я.

См. также статьи:
**Русское искусство. Содержание .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»