Грегори Иоганн-Готфрид, "майстер Ягань Готфрит Григорьев Мартысбургенской"; родился в Мерзебурге (Марбурге), в семье врача. В молодости был сперва в шведской, а потом в польской военной службе. Благосклонное отношение царя Алексея Михайловича к протестантам привело (в 1658 г.) Грегори в Москву, где он устроился учителем в лютеранском приходе пастора Фадемрехта. Влиятельный в кругу московских протестантов, генерал Бауман сделался покровителем Грегори и настаивал на принятии им места пастора. Грегори уезжает из Москвы, получает в Иене звание магистра, посвящается в Дрездене в пасторы (1662) и возвращается в Москву; здесь он становится вторым пастором "немецкой аугсбургско-евангелической офицерской общины в Немецкой слободе под Москвой". В виду распрей между Грегори и старыми пасторами, для него была устроена Бауманом особая кирка. При ней Грегори открыл училище как для детей лютеранского, так и православного вероисповедания, а в виде школьного подспорья создал домашний театр, на котором разыгрывались "мистерии", его сочинения. Об этих "мистериях" узнал А.С. Матвеев, мечтавший тогда об устройстве придворного театра, и благодаря этому ближнему боярину царь Алексей Михайлович "указал иноземцу, магистру Ягану Готфриду учинить комедию и на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь и для того действа устроить хоромину". Несомненно, первая в Москве и в Русском государстве комедийная хоромина была построена в селе Преображенском. Грегори сам обучал комедиантов из офицерских и купеческих детей, которых, например, для трагикомедии "Юдифь и Олоферн" требовалось 64 человека; он же сочинял и пьесы ("Эсфирь", "Иосиф", "Баязет и Тамерлан", "Об Адаме и Еве" и др.), почти все "прохладные" или "потешные". Голландец Петр Инглис писал декорации. Первое представление ("Артаксерксово действо") в Преображенской хоромине состоялось 17 октября 1672 г. и продолжалось 10 часов непрерывно. Царь был в восторге от зрелища; на следующих представлениях присутствовали и царица с царевичами и царевнами. Грегори и его труппа были щедро одарены царем. В следующем, 1673, году была открыта первая русская школа для обучения "комедийному делу" мещанских и подъяческих детей. В этом же году был даже дан балет, где участвовал Орфей. Грегори умер в 1675 г. Несколько отстав за долгое пребывание в Москве от европейской жизни, Грегори перенес на русскую сцену то, что на Западе уже отжило. Пьесы Грегори по характеру своему примыкают к так называемым английским комедиям, распространенным на Западе в XVI и первой половине XVII в. От западно-церковной русской драмы пьесы Грегори независимы. После смерти Грегори прекратил свое существование и созданный им театр. Грегори выведен в комедии А.Н. Островского: "Комик XVII столетия". - См. "Исторический Вестник", июль, 1898; П.О. Морозов , "История русского театра"; Д.В. Цветаев , "Протестантство и протестанты в России до эпохи "Преобразований"; Н.С. Тихонравов , "Сочинения"; "Архив исторических и практических сведений" (1860 - 61, кн. 6). Пав. Рос-в.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».