Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Мочалов Павел Степанович


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Мотовиловы

Мочульский Василий Николаевич

Мотовилов Георгий Николаевич

Мочульский Виктор Иванович

Мосоловы

Мочутковский Осип Осипович

Мосолов Николай Семенович

Мочхубаридзе Александр

Мосин Сергей Иванович

Мошковы

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик (1800 - 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли "Полиника" ("Эдип в Афинах" Озерова ). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского ("Аристофан", "Пустодомы", "Урок женатым" и др.), исполнял Альмавиву в "Севильском Цирюльнике", Чацкого в "Горе от ума", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока"), граф д'Обервиль ("Графиня д'Обервиль") и в особенности Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние", Коцебу ), который, по словам Ап. Григорьева , "вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского , Полевого и Кукольника . В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца ("Разбойники"), Фердинанда и Миллера ("Коварство и Любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. "М. играл свою собственную душу" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского , давшего яркое описание игры артиста в статье "Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета". Современники в один голос характеризуют М. как артиста "Божьей милостью". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин , были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было "положиться"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова , содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил "гулякой праздным", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: "безумный друг Шекспира". Перу М. принадлежит драма "Черкешенка" и несколько стихотворений, напечатанных в "Еж. Имп. Театр." (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3). - См.: С.Т. Аксаков "Литературные и театральные воспоминания"; Барсуков "Жизнь и труды Погодина"; М.П. Погодин "Два слова о М." ("Антракт", 1868, № 25); Каратыгин "Записки" (1880, Санкт-Петербург); А.Д. Галахов "Литературная кофейня в Москве" ("Русская Старина", 1886, № 4); П.П. Вейнберг "Из моих театральных воспоминаний" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1894 - 1895, кн. I); А.А. Ярцев "П.С. Мочалов" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1896 - 1897, кн. 3). Об игре М. писали Белинский, Ап. Григорьев, Галахов ("Шекспир на Руси", "Русская сцена", 1864, № 4), М.С. Щепкин ("Воспоминания", Санкт-Петербург, 1914), Сиротинин ("Арт.", 1893, № 26). А. Поляков.

См. также статьи:
Аксаков Сергей Тимофеевич ;
Беклемишев Николай Васильевич ;
Белинский Виссарион Григорьевич ;
Косицкая-Никулина Любовь Павловна ;
Полтавцев Корнелий Николаевич ;
Рыбаков Николай Хрисанфович .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»