Суворин (Алексей Сергеевич) - известный журналист. Родился в 1834 г. в с. Коршове Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М.Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным . В изданной Де-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский. С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Московском Вестнике", "Весельчаке" и "Русском Дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в "Русской Речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Русской Речи". Когда "Русская Речь" прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурой). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л.Н. Толстого - "Жизнь патриарха Никона" (есть отдельное издание), в "Отечественных Записках" - рассказ "Отверженный" (1863, № 1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русском Инвалиде" (за подписью А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "Санкт-Петербургских Ведомостей", занявших, после перехода к В.Ф. Коршу, одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин, под псевдонимом А. Бобровский, поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина, в 1866 г., судебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение ее содержания см. в "Сборнике сведений по книжно-литературному делу за 1866 г.", Черепина, Москва, 1867). Широкую известность Суворин приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в "Санкт-Петербургских Ведомостях" воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся выпадать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики - Каткову, Скарятину , князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869 - 1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, № 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1879, № 1 и 2; "В гостях и дома [Заметки о Германии]", 1870, № 1; "Историческая сатира" ["История одного года" Щедрина], 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В.Ф. Корш и его редакция были устранены от "Санкт-Петербургских Ведомостей" (см. Б. Маркевич , Корш, "Санкт-Петербургские Ведомости"), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход Суворина из "Санкт-Петербургских Ведомостей" вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин, в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены за несколько дней - факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. Суворин стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых Ведомостях" Полетики , а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.И. Лихачевым , "Новое Время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового Времени" к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "Санкт-Петербургские Ведомости"; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1 - 2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. "Новое Время", XXI, 278). Лично Суворин, впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "Санкт-Петербургских Ведомостях"; она большей частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность Суворина с приобретением "Нового Времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма". Последние годы Суворин усердно занялся театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, Суворин известен благодаря пользовавшейся большим успехом драме "Татьяна Репина" (отд., Санкт-Петербург, 1889; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1899). Такой же успех имела и драма "Медея", написанная Сувориным в сотрудничестве с В.П. Бурениным (Санкт-Петербург, 1883; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1892). Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения Суворина роман "В конце века Любовь" (Санкт-Петербург, 1893; 3-е изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (Санкт-Петербург, 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (Санкт-Петербург, 1900). С 1872 г. Суворин издает весьма распространенный "Русский Календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового Времени" Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая Библиотека" (образцом для не послужили немецкие "Universal-Biblothek" Реклама и французская "Bibliotheque Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г. С. Венгеров.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».